680000, г. Хабаровск,
ул. Запарина, д. 30, оф. 120,
тел/факс (4212) 21-44-98

npolichka@mail.ru, dvncms@gmail.com

Проект «ПОДДЕРЖКА АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ФОРМ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Проект

«ПОДДЕРЖКА  АЛЬТЕРНАТИВНЫХ  ФОРМ  РАЗВИТИЯ  ДОШКОЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ»
 

Проблема, на решение которой направлен проект

     

     Анализ  документов и действий органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления Дальневосточного федерального округа по развитию систем дошкольного образования  показывает, что большинство из них не учитывался «обвал рождаемости», который по данным демографов будет происходить в России в период с 2010 по 2025 годы. Это связано с тем, что на смену  женщинам репродуктивного возраста, рожденных в 80-е гг. (в среднем за год рождалось  2330 тыс. человек), придут женщины 90-х гг. рождения (в среднем за год рождалось 1385 тыс.). В результате,  в 2010 г. в России число родившихся может составить 1479 тыс., в 2015 г. -1287 тыс., в 2020 г.-1066 тыс., а в 2025 г.- 944 тыс. человек.  Это доказывает, что необходимо строить гибкие системы дошкольного образования, способные без глубоких потрясений и разрушений адекватно реагировать на объективные демографические процессы.

     Для решения данной задачи во многих регионах России развивают альтернативные малозатратные формы дошкольного образования и содержания детей. К сожалению, в большинстве муниципалитетов ДФО  рыночные формы дошкольного образования и содержания детей практически не развиваются, а развитие дошкольного образования осуществляется и планируется по самым высокозатратным формам. Вместе с тем, Указы Президента РФ №825 и №607 об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления содержат следующие показатели  
 

5. Доля детей в возрасте от трёх до семи лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности в общей численности детей от трёх до семи колет.

6. Доля детских дошкольных муниципальных учреждений от общего числа организаций, в том числе субъектов малого предпринимательства, оказывающих услуги по содержанию детей в таком учреждении, услуги по дошкольному образованию и получающих средства бюджета городского округа (муниципального района) на оказание таких услуг.
 

и ориентируют субъекты федерации и муниципалитеты именно на развитие рыночных форм дошкольного образования и содержания детей, что, в свою очередь, будет решать ещё и задачу развития малого предпринимательства в социальной сфере.

     В Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2012 года(1 ) также устанавливается, что развитие системы дошкольного образования в стране будет осуществляться по следующим основным направлениям.

_________________________

(1) Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года, утверждённые  РАСПОРЯЖЕНИЕМ от 17 ноября 2008 г. N 1663-р (в ред. распоряжений Правительства РФ от  14.12.2009 N 1926-р)
 

     

     Первое - реструктуризация и развитие сети дошкольных учреждений, создание конкурентной среды.

     Следует принять меры к постепенному изменению организационно-правовых форм дошкольных учреждений, создать массовый сектор автономных некоммерческих организаций. Для развития конкуренции будут приняты меры к введению системы муниципального задания (заказа) на услуги дошкольного образования с полноценным допуском к нему негосударственных организаций и переходу на нормативно-подушевой механизм оплаты услуг.

     

     Второе - стимулирование развития частных дошкольных организаций.

     Будут созданы условия для разделения оплаты услуг по образованию и содержанию детей. Это, помимо традиционных детских учреждений, откроет перспективы для развития других форм содержания детей, включая домашние и семейные.

     Внедрение нормативно-подушевого механизма оплаты услуг предоставит родителям возможность выбора между муниципальными и частными учреждениями и организациями, оказывающими услуги дошкольного образования.

     

Это ещё раз  доказывает, что развитие дошкольного образования должно идти по пути  создания гибких систем, способных без глубоких потрясений и разрушений адекватно реагировать на объективные демографические процессы.
 

 

Дальневосточный научный центр местного самоуправления

 как  центр поддержки развития альтернативных форм

 дошкольного образования в муниципальных образованиях
 

     Дальневосточный научный центр местного самоуправления оказывает следующие виды  услуг органам власти для развития дошкольного образования:

     -экспертиза проектов региональных и муниципальных программ развития дошкольного образования на предмет их соответствия законодательству и приоритетным направления развития страны;

     -разработка предложений по совершенствованию региональных и муниципальных программ развития дошкольного образования на основе альтернативных малозатратных  форм;  

     -проведение образовательных семинаров и школ для разработчиков региональных и муниципальных программ развития дошкольного образования, в том числе с элементами самоанализа и корректировки разработанных проектов;

     -проведение проектных семинаров для разработчиков региональных и муниципальных программ развития дошкольного образования, в том числе с элементами самоанализа и корректировки разработанных проектов;

     -разработка и реализация проектов, направленных на реализацию конкретных мероприятий региональных и муниципальных программ, в том числе:

     -экспертиза правовых актов государственных органов исполнительной власти субъекта федерации и органов местного самоуправления на предмет выявления в них ограничений для развития альтернативных форм развития дошкольного образования;

     -разработка проектов региональных и муниципальных нормативных правовых актов, направленных  для развития альтернативных форм развития дошкольного образования;

     -и др.

     -консультирование и сопровождение процессов разработки и реализации региональных и муниципальных программ развития дошкольного образования;

     -иные услуги по заказу органов исполнительной власти субъекта федерации и органов местного самоуправления.
 
 

Публикации и мероприятия в рамках проекта  
 

     Брошюра  «Право граждан на дошкольное образование: состояние, проблемы и успешные  практики реализации» /Под общей редакцией Н.П.Поличка/ - Хабаровск,  2008г, 123с.

     19 мая 2008 года  в Хабаровске проведён Круглый стол "Право на дошкольное образование и возможности его реализации в г. Хабаровске"

     Брошюра «Анализ современных моделей повышения доступности услуг в сфере дошкольного образования и содержания / Гришина Е.Е., Кузнецова П.О../  2009г, 118с.

     25 марта 2009 года во Владивостоке проведён Круглый стол  "Право на  дошкольное образование и возможности его реализации в г. Владивостоке"

     19 -20 января 2010 года в Хабаровске и 21-22 января 2010 года в г. Южно-Сахалинске проведён семинар «Дошкольное образование: пути развития и задачи муниципалитетов» (совместно с Дальневосточным  центром социального инноваций  и Фондом «Институт экономики города»)

     26 марта 2010 года в Якутске по заказу Министерства образования республики Саха(Якутия)  проведён семинар «Развитие  системы дошкольного  образования: основные задачи муниципалитетов  и подходы к их решению»
 

Директор проекта: Нина Петровна Поличка, кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, профессор Дальневосточного юридического института Тихоокеанского государственного университета
 

Для справок и контактов по проекту обращаться к  Марине Юрьевне Петровой по адресу: 680000, Хабаровск, ул. Ленина д.18-в, оф. 707, тел./факс: (4212) 21-44-98, тел. 42-65-56, по моб. тел.: 8-909-808-42-57 , Е-mail: mpetrova1@mail.ru.