680000, г. Хабаровск,
ул. Запарина, д. 30, оф. 120,
тел/факс (4212) 21-44-98

npolichka@mail.ru, dvncms@gmail.com

Пути развития местного самоуправления в отдаленных районах Севера и Дальнего Востока

ПУТИ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОТДАЛЕННЫХ РАЙОНАХ

СЕВЕРА  И  ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ
 

     Современная ситуация в районах Севера  и приравненных к ним территориях Дальнего Востока  России.  Традиционное хозяйство является важнейшим исторически сложившимся компонентом экономики рассматриваемых территорий. В оленеводстве, рыболовстве, промысле морского зверя, охоте, сборе дикоросов, пошиве меховой одежды и обуви - занято около 60% работающих жителей Севера и Дальнего Востока.

     В настоящее время ситуация в области занятости существенно обострилась, что обусловлено неэффективностью большинства производств традиционных отраслей приложения труда. В этих условиях поиск путей решения проблем, стоящих перед органами местного самоуправления (МСУ), позволит в  этих районах создать систему экономического интереса к наиболее характерным видам труда, обеспечить преемственность и связь в хозяйственных укладах.

          

 Условия активизации жизнедеятельности населения. В настоящее время существует необходимость поиска новых путей формирования общественного мнения в пользу становления МСУ. Одним из наиболее перспективных из них, как показал отечественный и зарубежный опыт, является обращение к формам и методам, основанным на принципах Международного кооперативного сообщества.

     Это объясняется тем, что в истоки МСУ берут своё начало в недрах системы трудового хозяйства, важнейшими элементами которого являются: индивидуальная трудовая деятельность, ремесленные и кустарные мастерские, домашнее хозяйство, фермерское хозяйство, трудовые общины и все виды кооперативов. О ее потенциале говорит, в частности, тот факт, что “локомотивом” роста рынка  вкладов сейчас стали российские пенсионеры. Общий объём их вложений только в Сбербанке РФ в последнее время достиг139 млрд. рублей. В свете изложенного, основными задачами, стоящими перед местной властью являются:

· максимальное использование потенциала указанной системы для реализации процесса МСУ;

· разработка механизмов  самозащиты населения от неблагоприятных условий существования.

Эти задачи могут быть решены путем создания системы мер по разработке и внедрению кооперативных форм и методов в практику МСУ, их развитие и  укрепление в отдаленных территориях Севера и Дальнего Востока России.

       При этом необходимо иметь ввиду, что, с одной стороны, реально обеспечить МСУ возможно не непосредственно, а благодаря деятельности конкретных социально-экономических групп. С другой  стороны, успех в этом направлении желателен далеко не для всех  объединений, действующих в рамках МО.

     Например, государственные служащие и наёмные работники хозяйственных обществ склонны решать свои проблемы входя в зависимость от власть имущих и состоятельных граждан. Последние тоже не заинтересованы в действенности МСУ, так как для защиты имеющихся у них прав, привилегий, имущества  и др. требуется уже постоянное обращение к жесткой централизованной государственной власти. Малый бизнес, к  которому законодательство относит хозяйственные общества и индивидуальных предпринимателей, также не может служить основанием для МСУ. Это объясняется зависимостью от власти, капитала, и его стремлением действовать в рамках массового производства и обслуживания, что позволит достичь высоких деловых сфер. Таким образом, процесс становления МСУ по преимуществу может быть реализован организациями трудового хозяйства, прежде всего кооперативного движения, использующего не политические или тредюнионистские, а экономические методы. Поэтому они способны стать той притягательной силой, вокруг которой смогут объединяться лучшие представители местного населения для организации МСУ.

     Такое положение характерно для всей страны, но для Севера и Дальнего Востока оно имеет исключительное значение. Большие расстояния между муниципальными образованиями (МО), немногочисленность и рассредоточенность населения, слабое развитие инфраструктуры, удаленность от промышленных, культурных, образовательных центров, неблагоприятные климатические условия и  т.п. требует в полной мере обратиться здесь к потенциалу кооперативного сообщества.

     Однако, при этом нужно учитывать то обстоятельство, что в современной России имеются лишь предпосылки к возрождению некогда сильного кооперативного движения. В Европейской части страны русская кооперативная традиция была прервана в 1918 году, а на Севере и Дальнем Востоке, с середины 30-х годов, где она удерживалась в приграничных с Китаем районах Приамурья и в Еврейской автономной области (ЕАО).

     Для достижения положительного результата, на первом этапе необходимо получить информацию и материалы, относящиеся к деятельности  кооперативных организаций, из международных и национальных союзов кооперативов зарубежных государств, прежде всего стран Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Это вызвано тем, что в России сейчас отсутствуют издания, видео-, аудио- и другие публикации, представляющие в доступной для населения форме суть и возможности кооперативных методов, способствующих повышению уровня жизни простых людей.

       Далее  необходимо приступить к оказанию услуг, в частности:  предоставление информации по каналам компьютерной связи, выпуск  специальных изданий по деятельности и вопросам связанным с организационным обеспечением процесса развития МСУ, а также проведение лекций, семинаров, конференций по проблемам повышения эффективности рассматриваемой деятельности от внедрения в её практику кооперативных форм и методов жизнедеятельности населения, обмен опытом, методиками и технологиями работы.

     Базовым для всех остальных этапов, является этап создания устойчивой системы консультационного обеспечения развития и укрепления МСУ, обслуживание которой может быть осуществлено силами сотрудников и членов Дальневосточного филиала Российского научного центра местного самоуправления и представителями кооперативных сообществ. Первый год работы данной системы  позволит выявит направления дальнейшего развития, источники, формы, этапы и сроки ее перехода на самообеспечение.

     Созданные таким образом  консультационные центры длительное время смогут играть роль культурных центров для российских и зарубежных кооперативных сообществ, на территориях Севера и Дальнего Востока. С одной стороны, это необходимо для того, чтобы местные жители смогли оценить вклад, который вносит система трудового хозяйства в процветание развитых стран мира. С другой стороны, в соответствии с правилами Международного кооперативного альянса (МКА), национальные союзы кооперативов берут на себя обязательства оказывать содействие в кооперативном развитии тех регионов, население которых не может самостоятельно решить вопросы формирования кооперативного движения на своей территории. Поэтому планируется вести с ними переговоры о дальнейшем финансировании проекта под указанные выше цели. В результате, это приведет к созданию значительных групп поддержки указанных начинаний среди российского населения, что позволит перевести всю работу на самоокупаемость.

       Помощь здесь получит как работоспособное население, так и малообеспеченные граждане. Первые смогут решить свои вопросы в рамках факториальной системы хозяйствования, а вторые будут иметь возможность, в созданных органами МСУ консультационных центрах, получить представления о сути, формах и методах кооперативной деятельности. Эти знания и навыки позволят им рационально на основах взаимопомощи использовать имеющиеся ресурсы и защищать собственные интересы.     

      

Структура факториальной системы. Предлагаемая система представляет объединение самостоятельных и независимых кооперативов, находящихся во владении и под управлением трудящихся (потребителей и производителей). В ее рамках кооператоры могут создают оленеводческо-промысловые базы (базы) и торгово-снабженческие заготовительные пункты (ТСЗП). Появлением собственно Факторий, функционирующих как Ассоциации Союзов кооперативов,   должен завершаться процесс организационного развития кооперативной системы.

      

Оленеводческо-промысловая база.       Кустовая и промежуточная базы формируются семейно-родовыми хозяйствами, оленеводческими бригадами, промысловыми участками рыбаков, охотников, собирателей дикоросов, промысловиками и работниками этих баз в виде сообщества производительно-подсобного, снабженческо-сбытового, потребительского, кредитного и других видов кооперативов, которые являются основными звеньями структуры. База образует поселение, имеющее статус Административно-территориальной единицы МО.    Производительно-подсобный кооператив создается для сокращения затрат при получении услуг, связанных с производственной деятельностью. Экономия при этом возникает вследствие коллективного владения или распоряжения средствами производства и оказания услуг, а также управления ими силами выборных органов. Членами  кооператива определяется номенклатура, характер и объем оказываемых услуг, к которым можно отнести:

·     выработку электрической и тепловой энергии;

·     поддержание систем связи и энергоснабжения;

·     содержание мастерских по ремонту машин и механизмов;

·     оказание медицинской и ветеринарной помощи;

·     предоставление условий для содержания транспортных средств и оленей;

·     обеспечение жильем кооператоров, пребывающих для пополнения запасов продовольствия и снаряжения;

·     организация собраний и мероприятий.

       Снабженческо-сбытовой кооператив организуется товаропроизводителями оленеводческо-промысловой продукции  для обеспечения промыслов и оленеводческих хозяйств продовольствием, снаряжением и горюче-смазочными материалами, а также приема, хранения, транспортирования, сбыта продукции и сырья, оплата за которые производится после полной их реализации. Эффект от деятельности снабженческо-сбытовых кооперативов возникает в результате удержания кооператорами средств, которые обычно уступают посредникам. Кооперативы этих видов могут быть созданы в соответствии с Законом Российской Федерации “О сельскохозяйственной кооперации”.

       Потребительский кооператив необходим всем проживающим на территории базы. Он создается для удовлетворения нужд личного потребления и даёт возможность получать компенсацию за приобретения. Её величина зависит от интенсивности произведенных покупок в собственном кооперативе и от того, насколько каждый член этой организации участвует в процессе минимизации затрат. Используя кооператив, как средство решения стоящих перед ними задач, трудящиеся имеют возможность обеспечивать себя услугами пекарни, склада-магазина, котлопункта, бани и другими. Он может быть учрежден в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом Российской Федерации  “О потребительской кооперации в Российской Федерации”.

       Целью кредитных кооперативов является аккумулирование временно свободных средств граждан и финансирование деятельности промысловиков. До выхода Федерального закона их деятельность может осуществляться на основании краевых и областных законов, а также постановлений глав администраций. В качестве примера можно привести Постановление Главы администрации Хабаровского края от 15 сентября 1997 г.   № 413 “Об утверждении положения о временном порядке государственной регистрации кредитных потребительских кооперативов граждан (кредитных потребительских союзов) на территории Хабаровского края”.

     Опираясь на опыт работы в районах Севера Шведского, Норвежского и Финского союзов кооперативов, Канадской кооперативной ассоциации и Кооперативной лиги США можно рекомендовать представителям  народов, проживающих на Севере и Дальнем Востоке, одновременно состоять в нескольких (4-6) специализированных кооперативах.

     Оперативное управление базой осуществляется Советом руководителей вышеназванных кооперативов, которые из своего состава избирают председателя. Ему может быть поручено исполнение обязанностей Главы административно-территориальной единицы МО.
 

Торгово-снабженческий заготовительный пункт. ТСЗП  целесообразно формировать производительно-подсобными, снабженческо-сбытовыми, потребительскими, кредитными и другими кооперативами в виде сообщества поселковых Союзов кооперативов.

     Союз производительно-подсобных кооперативов обеспечивает кооперативы следующими услугами:  

· обслуживание радиостанций для связи с базами и факторией;

· поддержание системы энергоснабжения;

· выработка электрической и тепловой энергии;

· обеспечение жилья для кооператоров;

· проведение мероприятий в рамках деятельности Союзов;

· организация фельдшерско-акушерского пункта и ветеринарной службы;

· содержание прокатного пункта машин, транспортных средств и др.

       Союз снабженческо-сбытовых кооперативов оказывает услуги:

       · по накоплению, хранению, транспортированию продовольствия, снаряжения, запасных частей, оборудования, горюче-смазочных материалов;

· по охлаждению, замораживанию, хранению и транспортированию мяса, субпродуктов, шкур, дикоросов, рыбы, морепродуктов и другого сырья;

· по организации убойного пункта с коралем.

       Союз потребительских кооперативов обеспечивает свои организации следующими услугами:

       · накопление, хранение и транспортирование продовольственных и промышленных товаров;

· выпечка хлеба и производство кондитерских изделий;

· организация общественного питания и производство кулинарных изделий;

· банно-прачечное обслуживание;

· прокат товаров народного потребления.

       Союз кредитных кооперативов аккумулирует средства своих членов для более рационального использования финансовых ресурсов.

       Указанные организации, равно как и кооперативные объединения более высоких уровней могут быть созданы в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

       Оперативное управление ТСЗП осуществляется Советом руководителей действующих на данной территории кооперативов и их Союзов, которые из своего состава избирают председателя. Поскольку ТСЗП располагаются в населенных пунктах, то здесь необходимо создавать органы МСУ, в которые местное население очевидно изберет тех же лиц, что и в кооперативный Совет. В этом случае экономическая деятельность администрации МО будет опираться на потенциал данного Совета.
 

Фактория. Фактория - это звено в системе сообществ рассмотренных кооперативов и их Союзов, обеспечивающее организацию производства, заготовок, переработки и реализации продукции.

       Фактория производит завоз, накопление, транспортирование на ТСЗП продовольствия, снаряжения и товаров народного потребления, а также доставку в свои цеха продукции и сырья на переработку. Фактория организуется в наиболее крупных узловых поселках и в районных центрах. Она должна располагать удобной схемой подъездных путей и транспортной связи, позволяющих с наименьшими потерями осуществлять функции завоза, торгового и материально-технического обеспечения, а также реализации готовой продукции.  

       Фактория формируется Союзами производительно-подсобных, снабженческо-сбытовых, потребительских, кредитных и других кооперативов в виде сообществ факториальных Ассоциаций кооперативов. Они имеют в пределах прав, которыми их наделяют Союзы, возможность оказывать своим членам услуги по организации работы крупных складов, транспортных узлов, сервисной, маркетинговой служб и другие.

       При необходимости и наличии у Союзов снабженческо-сбытовых кооперативов ресурсов этими организациями могут быть созданы кооперативы по переработке сырья и сбыту готовой продукции, владельцами которых являются сами члены снабженческо-сбытовых кооперативов. Кооператоры получают оплату за сданное на переработку сырье после полной реализации произведенных товаров.

       Оперативное управление Факторией осуществляется Советом руководителей, действующих на данной территории кооперативов, их Союзов и Ассоциаций, которые из своего состава избирают председателя.  

      Поскольку Фактории располагаются в крупных населенных пунктах и районных центрах, где кроме Союзов и Ассоциаций кооперативов важное место занимают другие субъекты хозяйствования, то при создании органов МСУ необходимо обращаться к потенциалу кооперативного сообщества как к общественному движению,  которое должно играть важную роль в формировании и деятельности как представительной,  так и исполнительной власти в муниципальных образованиях.

       В рамках базовых, поселковых и факториальных Советов кооперативов и их объединений ведет работу по взаимодействию и кооперативной взаимопомощи в соответствии с принципами МКА. Например, факториальная Ассоциация потребительских кооперативов может осуществлять значительные закупки товаров у кооперативов по переработке и сбыту. Ассоциация же кредитных кооперативов может отпускать ссуды своим членам, которые одновременно являются пайщиками потребительских кооперативов, для приобретения этих товаров.

       Советы необходимы для обеспечения редакционно-издательской деятельности. При Совете должен быть организован централизованный фонд подготовки и переподготовки кадров, которые будут получать знания по различным аспектам кооперативного строительства. Организационно-методическую помощь в деле создания Факторий может оказать Дальневосточный филиал Российского научного центра местного самоуправления.  
 

Задачи по развитию кооперативов и их союзов (факторий).        Создание факторий возможно только в рамках развитого кооперативного движения. В связи с этим органам МСУ, администрациям МО и субъектов Федерации Севера и Дальнего Востока России следует всемерно способствовать развитию кооперативного движения.

       Органы МСУ должны: провести организационную работу по созданию кооперативов и их ассоциаций в селах и поселках; участвовать в качестве пайщиков в кооперативах и факториях; использовать средства, выделяемые на северный завоз, для предоставления кооперативным организациям льготных кредитов.

   Администрациям краев и областей необходимо:

· предоставлять льготы на период становления кооперативов в селах и поселках;  

· изучать рынки сбыта продукции, выпускаемой кооперативами и факториями, оказывать помощь в организации сбыта и снабжения;

· открывать фирменные магазины и предприятия массового питания в регионе и сопредельных с ним странами, реализующие продукцию кооперативов и их союзов;

· разработать краевые и областные программы социально-экономического развития отдаленных территорий;  

· добиваться в правительстве Российской Федерации полного финансирования Федеральных целевых программ, направленных на развитие отдаленных территорий Севера и Востока России, в том числе и для создания кооперативов;

· организовать подготовку и переподготовку кадров для организации кооперативов.

Подготовка и переподготовка кадров для организации кооперативов, а также информационное обеспечение деятельности факторий  может быть организовано силами специалистов  Дальневосточного филиала Российского научного центра местного самоуправления.