680000, г. Хабаровск,
ул. Запарина, д. 30, оф. 120,
тел/факс (4212) 21-44-98

npolichka@mail.ru, dvncms@gmail.com

Гражданские инициативы в Хабаровске

Елена Веприкова

директор некоммерческого партнерства

«Гражданские инициативы»
 

Гражданские инициативы в Хабаровске
 

     Некоммерческое партнерство «Гражданские инициативы» (НП «ГРИН»)  совместно с Фондом Фридриха Науманна провело в 2000 г. серию мероприятий,  посвященных проблемам  местного самоуправления. В апреле прошли два круглых стола по  обсуждению проекта Устава г. Хабаровска. Круглый стол общественности  по теме: «Какой Устав нужен городу Хабаровску» и экспертный круглый стол: «Проект Устава города Хабаровска: за и против?».

     Круглые  столы  проводились с целью выявления спектра мнений по проблемам местного самоуправления и концепции Устава города и  привлечение общественности  к деятельности по доработке и продвижению  проекта нового Устава г. Хабаровска. Кроме того, сам факт широкой дискуссии, столкновения позиций и поиска новых идей для города  стал серьезным вкладом в развитие общественного сознания и   общественных коммуникаций.

     Уровень подготовки участников оказался очень высоким.   Большинство выступлений были квалифицированными и аргументированными. Обсуждались такие сложные проблемы местного самоуправления,  как: формы непосредственного участия граждан и общественных организаций в местном самоуправлении; полномочия и ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления  перед жителями; механизм формирования и подотчетности  депутатского корпуса и мэра и др..

     В работе круглого стола общественности  приняли участие представители более 10 общественных организаций края,  а в  работе экспертного  круглого стола  депутаты Законодательной Думы края и городской Думы Хабаровска, юристы и  специалисты по местному самоуправлению.

     Спектр мнений был самый разнообразный, обсуждение носило корректный и конструктивный характер. Участники высказали  много новых предложений по структуре и содержанию проекта Устава, инновационные предложения по организации местного самоуправления не только в Хабаровске, но и с России в целом. Воплощение  этих предложений в конкретные статьи Устава позволит придать ему новое качество.

     При рассмотрении  проблемы «Концепция проекта Устава: принципы и структура»  его разработчики рассказали об истории создания проекта Устава, принципах, положенных в его основу, и этапах последующего обсуждения и доработки документа. Они признали необходимость существенной переработки представленного проекта, прежде всего изменение его структуры.

     При обсуждении этого вопроса  участники отметили, что, несмотря на некоторые слабости проекта, он является хорошей основой для доработки, хотя такой основой может являться  и действующий Устав Хабаровска. Некоторые недостатки документа объясняются пробелами в законодательстве о местном самоуправлении, как на уровне края, так и на федеральном уровне.

     Были подняты такие вопросы как  выполнение местным самоуправлением государственных функций и доле этих функций в общем объеме деятельности органов местного самоуправления. Как влияет дисбаланс в  решении вопросов государственных над вопросами местного значения на саму природу городской власти? Является ли управление городом реализацией самоуправления граждан или продолжением государственной власти на городском уровне? Существующая реальность ставит больше вопросов, чем дает ответов на них, что налагает  понятные ограничения, но и дает простор для поиска и нормотворчества.

     Среди проблем реализации самоуправления называлась и проблема его социальной базы. В обществе еще слаба заинтересованность в становлении самоуправления из-за неразвитости института собственности  и класса собственников.

     При обсуждении вопроса «Городская власть: структура, функции, полномочия и ответственность» участники высказывали конкретные предложения по изменению   системы городского управления. В центре обсуждения оказался баланс представительной и исполнительной власти, полномочия Мэра и городской Думы, ответственность и подотчетность, компетентность и эффективность органов и должностных лиц муниципального управления.

     Особый интерес вызвали  предложения о выборных должностных лицах местного самоуправления. Участники  дискуссии отметили, что действующее федеральное законодательство дает широкий простор для введения самых разных институтов и должностей на местном уровне. Были предложены идеи внесения в Устав таких выборных должностных лиц, как: Вице-мэр, городской ревизор или аудитор, уполномоченный по правам человека.

     Выборный характер этих должностей придаст им независимость, как от исполнительной, так и представительной власти, расширит область влияния населения на  решение местных проблем, изменит дуализм системы организации городской власти. Важным, по мнению участников, является вопрос о природе мандата депутата городской Думы, его полномочиях и ответственности.  Острая полемика развернулась при обсуждении вопроса об избрании депутатов городской Думы, их качественном составе и формах   депутатской деятельности. Были высказаны самые разные точки зрения и по проблеме соотношения в составе Думы депутатов работающих на освобожденной и не освобожденной основе.  

          Острота выступлений и столкновение позиций, конкретные предложения в развитии обсуждаемых вопросов  позволяют  констатировать успешность этого мероприятия, что нашло свое подтверждение в выступлениях участников при подведении итогов и в оценочных листах, которые заполнили  участники (55 %,  оценили его как очень хорошее, 28% как хорошее).   Высоко оценили участники и организационную сторону экспертного стола.  

     В октябре состоялись еще два мероприятия, посвященных рассмотрению вопросов местного самоуправления с участием известного немецкого эксперта г-на П. Шредера. Для администрации города Хабаровска был организован семинар на тему: «Каким будет наш город через 20 лет?», а для потенциальных кандидатов в депутаты местных представительных органов г. Хабаровска, г. Амурска, г. Комсомольска-на-Амуре семинар: «Развитие и основы местного самоуправления в Германии и России?».

     При проведении мероприятия  для Администрации организаторы поставили перед собой две главные задачи:

  • организация сотрудничества  администрации и общественности города в вопросах развития системы местного самоуправления и приобретение опыта социального партнерства в решении проблем города.
  • ознакомление администрации города с опытом Германии в развитии местного самоуправления.

     В работе семинара приняли участие руководящий состав и специалисты администрации города и районов, журналисты, представители общественности. В  ходе семинара  участники  познакомились с опытом Германии в вопросах стратегического планирования развития города, планирования использования полезных площадей, анализа и прогнозирования  экономического развития муниципального образования. Участники достаточно активно задавали вопросы г-ну Шредеру и высказывали свои взгляды по вопросу участия горожан в стратегическом планировании. В результате, обмен мнениями принял форму мини-дискуссии. Раскрытие г-ном Шредером новых подходов к развитию местного самоуправления  в Германии (New Public Management (NPM)) вызвало неподдельный интерес. Семинар был положительно оценен его участниками.

     Семинар  для потенциальных кандидатов в депутаты проходил  в два этапа, для двух составов участников. В программе семинара было рассмотрение следующих вопросов:

  • New Public Management (NPM) как направление реформирования местного самоуправления в Германии и других европейских странах.
  • представительные органы местного самоуправления в Германии и других европейских странах: способ формирования, структура, функции, взаимодействие с исполнительной властью, формы взаимодействия с населением.
  • бюджет муниципального образования: основные доходы и расходы. Способ формирования и контроля за исполнением.
  • столичный город (административный центр): его возможности и проблемы, ресурсы и способы их мобилизации.

     В ходе семинара  участники  познакомились с опытом Германии в вопросах организации и функционирования муниципальных органов, реформы местного самоуправления,  формировании и расходовании бюджета муниципального образования. Наибольший интерес участников вызвал вопрос о модели New Public Management. Дискуссионный характер носило обсуждение вопроса «Столичный город: его возможности и проблемы, ресурсы и способы их мобилизации».  Точки зрения были  различны, вплоть до противоположных.  Спорным стал вопрос о перспективах Дальневосточного федерального округа, его геополитическом положении, значении для страны и путях развития. Большинство участников высказалось о необходимости отдельной дискуссии по этой злободневной теме и необходимости стратегического планирования для этой новой административной единицы Российской Федерации.

     Участники семинара работали на нем активно и оценили его результаты очень высоко. Оценки за программу и ведение семинара были выставлены только хорошие и очень хорошие, полезность  95 % участников оценили как очень высокую. При подведении итогов были даны хорошие отзывы и организационному обеспечению мероприятия.

     НП «ГРИН» намерено и впредь проводить общественно значимые проекты и  мероприятия по обсуждению ключевых проблем организации общественной жизни и местного самоуправления. Общественные дискуссии, сотрудничество общественности и органов власти,   социальное партнерство - это путь к решению  стоящих перед обществом проблем, поскольку  уставными целями НП «ГРИН» являются:

  • создание механизма включения граждан в  творческую деятельность по реализации социальных инициатив;
  • содействие повышению демократической культуры, правосознания общественности и гуманизации общественных отношений;
  • развитие общественных коммуникаций, направленных на преодоление социальных барьеров;  
  • содействие повышению эффективности деятельности социальных институтов в дальневосточных субъектах Российской Федерации.
  • НП «ГРИН» осуществляет,  на основе договоров, следующие виды деятельности:
  • организация и проведение презентаций, дискуссий, семинаров, круглых столов, конференций;
  • социологические и маркетинговые исследования;
  • разработка и реализация социальных проектов;
  • социально-политические исследования;
  • консалтинг   и организация  PR- кампаний;
  • избирательный менеджмент и консалтинг.