680000, г. Хабаровск,
ул. Запарина, д. 30, оф. 120,
тел/факс (4212) 21-44-98

npolichka@mail.ru, dvncms@gmail.com

Проект «Регулирование муниципальных отраслевых рынков» (июнь-ноябрь 2006)

08.08.2006

«РЕГУЛИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ»

Постановка проблем

В ходе реализации проекта «Муниципальное регулирование экономики: новые решения», осуществлённого ДВНЦМС в 2005 году при  поддержке Московского общественного научного фонда и USAID, была разработана новая концепция экономической политики органов местного самоуправления. Суть её заключается в том, что на каждом муниципальном отраслевом рынке     (1) органы местного самоуправления должны решать следующие задачи:

_________________________

(1) Под муниципальным отраслевым рынком понимается отрасль предпринимательской (коммерческой или некоммерческой) деятельности, соответствующую вопросу местного значения, установленному ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ответственность за функционирование которой несёт система местного самоуправления муниципального образования.
 

  • Задача 1. Формирование муниципальных отраслевых рынков услуг.
  • Задача 2. Поддержание равновесия на муниципальных отраслевых рынках услуг.
  • Задача 3. Развитие муниципальных отраслевых рынков услуг.

Закономерно предположить, что на каждом муниципальном рынке (всего их около 30) технология решения этих задач будет различна, поскольку ситуация на рынках разная. В частности, рынки услуг ЖКХ, образования, здравоохранения, как правило, монополизированы муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями. На рынках образовательных и медицинских услуг  основную  часть  составляют бюджетные услуги. Напротив, на рынках услуг общественного питания, бытового обслуживания, связи и т.д. отмечается активное развитие  предпринимательства и там нет бюджетных услуг. На рынке пассажирских перевозок наравне с муниципальным транспортом развивается «частный извоз».

Очевидно, что при общем концептуальном подходе к регулированию, описанному выше, на всех этих рынках требуется своя специфическая экономическая политика, учитывающая особенности услуг, обращающихся на рынке, а также  уровень развития рыночных механизмов, сложившийся на рынке. Пока таких отраслевых решений не разработано, что и определяет цель настоящего проекта.

Цель проекта -  анализ муниципальных отраслевых рынков для установления их типологии и разработки предложений по регулированию различных типов рынков.

Актуальность задачи для реформирования российской экономики  и разработки социально-экономической политики

Как показывает анализ отечественных научных публикаций по вопросам муниципальной экономической политики, вопросы регулирования муниципальных отраслевых рынков не нашли пока ещё должного освещения в отечественной экономической науке. В основном   публикации по муниципальной экономике содержат в себе общие теоретические подходы без выделения отраслевой специфики.

Что же касается практики, то отраслевой подход к регулированию местной экономики  реализуется в настоящее время только при построении организационных структур местной администрации. В частности, для управления отраслями ЖКХ, строительства, торговли, образования, здравоохранения,  и т.д.  создаются отдельные структурные подразделения. При этом анализ правовых основ и непосредственной деятельности структурных подразделений показывает:

  • отрасли социальной сферы не рассматриваются  с  точки зрения  рыночных отношений;
  • деятельность местных властей в отраслях «экономического блока», как привило,    представляет собой случайный набор управленческих решений, не имеющих под собой не только каких-либо теоретических обоснований, но, зачастую, и здравого смысла.

В результате,  эффективность муниципального регулирования экономики в лучшем случае равна нулю, в худшем - наблюдаются негативные последствия таких регуляций.  

Вместе с тем, задача определения чёткой экономической политики местных властей на муниципальных отраслевых рынках, а также механизмов её реализации актуальна как никогда. При этом все политические решения и их финансовое обеспечение  должны закрепляться в соответствующих муниципальных нормативных правовых актах. Этого требуют   вступившие в силу 1 января 2006

  • ФЗ№131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»,
  • поправки в Бюджетный кодекс РФ в части обязательного установления расходных обязательств как основы для формирования местных бюджетов.

Необходимость разработки эффективных технологий регулирования муниципальных отраслевых рынков вытекает также из Концепции  административной реформы, утверждённой Постановлением Правительства РФ №1789 от 25 октября 2005 года. Концепция требует

  • внедрения технологии управления по результатам в исполнительных органах всех уровней власти;
  • ежегодной подготовки Докладов о целях и результатах своей деятельности всех субъектов бюджетного планирования, которыми являются также и  структурные подразделения местных администраций.

Актуальность исследования определяется и тем, что по данным Отчета о научно - исследовательской работе «Состояние, проблемы, тенденции и перспективы развития малого предпринимательства в Хабаровском крае на период до 2010 года», подготовленном специалистами Хабаровской государственной академии экономики и права, 80% предпринимателей  Хабаровска считают, что их работе мешает административное давление со стороны муниципальных властей. Местные власти забюрократизировались (53,8%) и не стимулируют деятельность предпринимателей (56%).

Всё это определяет актуальность предлагаемого исследования для  реформирования муниципальной экономики, а также системы её регулирования.  

Методика аналитической работы

Перед началом поведения аналитического исследования предполагается провести 2-х-3-х дневный проектный семинар с участниками проекта, целью которого будет

  • выработка общих подходов к сбору информации для анализа и способам её обработки;
  • апробация принятых решений на материалах, собранных в предыдущем проекте.

Кроме того, на семинаре предлагается обсудить теоретические подходы к разработке типологии муниципальных отраслевых рынков

Представляется, что для анализа состояния муниципальных отраслевых рынков необходимо будет собрать и проанализировать статистическую и аналитическую информацию по следующим параметрам:

  • услуги, обращаемые на рынке,
  • поставщики услуг,
  • покупатели услуг,
  • роль органов местного самоуправления на данном рынке,
  • состояние конкурентной среды,
  • проблемы на рынке,
  • и т.д.

Кроме того, для изучения ситуации на рынках (особенно проблем, существующих на рынке) будут сформированы  соответствующие рабочие группы (для каждого рынка своя) с привлечением членов Хабаровского краевого объединения промышленников и предпринимателей (ХКОПП). Решение об участии  ХКОПП в данном проекте принято на правлении ХКОПП.

Полученные данные позволят сформировать представления о ситуации на различных рынках, о возможных значениях исследуемых параметров, а также выделить те параметры, которые должны играть ведущую роль в построении типологии.  Возможные значения в каждом параметре предполагается определить в группы (от 2 до 5 групп в каждом параметре). Таким образом, многообразие типов  муниципальных отраслевых рынков будут рождаться путём перебора различных значений ведущих параметров.  В частности, если обозначить исследуемые параметры и их возможные значения как А (1,2,3), В (1,2), С(1,2,3,4), то ТИП 1 будет характеризоваться  параметрами: А(1), В(1), С(1). При таком подходе можно будет описать все возможные типы, путём перебора возможных значений исследованных параметров. При этом, очевидно, что какие-то комбинации в принципе не могут существовать в практике. Они будут исключены из дальнейшего рассмотрения.

На основе общих концептуальных подходов к регулированию муниципальных отраслевых рынков, сформулированных в предыдущем проекте,  будут строиться частные решения для каждого типа рынка.

Гипотезы

     1. Уровень развития рыночных отношений, степень участия в их функционировании предпринимательства и органов местного самоуправления на различных муниципальных отраслевых рынках различны.

     2. Можно сформировать типологию муниципальных отраслевых рынков. При этом некоторые типы рынков, вероятно, могут рассматриваться как этапы в развитии некоторых процессов, протекающих на данных рынках.

     3. На основе общего концептуального подхода к муниципальному регулированию экономки, можно сформировать частные (типовые) решения для каждого типа рынка.

     4. Каждый  муниципальный отраслевой рынок требует своей экономической политики местных властей, основанной на типовом решении, этапах и тенденциях развития данного рынка.  

Новизна аналитической работы и ее связь с ранее выполненными работами в избранной для анализа области

В настоящее время подобных исследований в сфере муниципального регулирования экономики в отечественной экономической науке не выявлено.

Предлагаемое исследование является продолжением проекта,   «Муниципальное регулирование экономики: новые решения», осуществлённого ДВНЦМС в 2005 году при  поддержке Московского общественного научного фонда и USAID. В ходе осуществления проекта были разработаны общие  концептуальные подходы к деятельности органов местного самоуправления на муниципальных отраслевых рынках, суть которых заключалась в необходимости решения в каждой отрасли, соответствующей вопросу местного значения,  определённого перечня  задач. Также в ходе реализации первого проекта были обнаружены явные различия в ситуации на рынках. Однако ограниченность периода проекта не позволила изучить все муниципальные рынки, выявить их типологию и построить из общего подхода к их регулированию частные решения соответствующие различным типам.   

Информационная база исследования

В качестве информационной базы для анализа муниципальных рынков будут использованы:

  • данные государственных органов статистики,
  • аналитические и диссертационные исследования состояния развития предпринимательства, выполненные в 2004-2005гг специалистами вузов,  НИИ, других аналитических центров;
  • правовые, информационные и аналитические материалы органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов федерации и территориальных федеральных органов государственной власти.

Предполагаемая структура работы

Предполагается, что структура итоговой работы будет иметь следующий вид:

Введение.

Во введении будет излагаться актуальность исследования, методика аналитической работы, новизна исследования, информационная база, основные результаты.  

Глава 1. Муниципальные отраслевые  рынки: основные характеристики.

Характеристика каждого муниципального отраслевого рынка будет дана в отдельном параграфе. В главе будет не менее 20.  параграфов, в соответствии с исследованными рынками.

Глава 2. Типология муниципальных отраслевых рынков.

В Главе будут изложены теоретические основания для типологии, предложена типология муниципальных отраслевых рынков, а также исследованные муниципальные рынки будут сгруппированы по типам.

Глава 3. Регулирование муниципальных отраслевых рынков

В Главе будут сформулированы предложения по регулированию различных типов муниципальных отраслевых рынков, которые будут установлены в предыдущей главе.

Предполагаемые результаты и их распространение

В ходе исследования планируется получить следующие результаты:

  • проанализировано состояние развития муниципальных отраслевых рынков в  городских округах: г.Хабаровске и ЗАТО г.Большой Камень (Приморский край), а также в Ногликском муниципальном районе Сахалинской области;
  • сформирована типология  муниципальных отраслевых рынков в зависимости от уровня их развития;
  • разработаны рекомендации по муниципальному регулированию различных типов муниципальных отраслевых рынков.
  • Полученные результаты планируется распространять следующими путями:
    • на Шестой Дальневосточной школе-семинаре «Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке», которая пройдёт в июне 2006 года в ЗАТО Большой Камень Приморского края;
    • -на Второй Дальневосточной школе бизнеса, которая пройдёт с 31 августа по 9 сентября в пригороде г.Находка Приморского края;
    • -на форумах по стратегическому планированию во Владивостоке и в Санкт-Петербурге;  
    • издание двух тематических номеров журнала «Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке»;
  • размещение результатов проекта
    • на сайте Дальневосточного научного центра местного самоуправления;
    • на сайте Стратегическое планирование развития Хабаровска;
  • обсуждение результатов проекта в тематической комиссии «Инновационно-внедренческая стратегия развития Хабаровска», которая входит в состав Общественного Совета по разработке стратегического плана развития г.Хабаровска;
  • выступления на семинарах и конференциях и публикация соответствующих тезисов.