Проект «Регулирование муниципальных отраслевых рынков» (июнь-ноябрь 2006)
«РЕГУЛИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ»
Постановка проблем
В ходе реализации проекта «Муниципальное регулирование экономики: новые решения», осуществлённого ДВНЦМС в 2005 году при поддержке Московского общественного научного фонда и USAID, была разработана новая концепция экономической политики органов местного самоуправления. Суть её заключается в том, что на каждом муниципальном отраслевом рынке (1) органы местного самоуправления должны решать следующие задачи:
_________________________
(1) Под муниципальным отраслевым рынком понимается отрасль предпринимательской (коммерческой или некоммерческой) деятельности, соответствующую вопросу местного значения, установленному ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ответственность за функционирование которой несёт система местного самоуправления муниципального образования.
- Задача 1. Формирование муниципальных отраслевых рынков услуг.
- Задача 2. Поддержание равновесия на муниципальных отраслевых рынках услуг.
- Задача 3. Развитие муниципальных отраслевых рынков услуг.
Закономерно предположить, что на каждом муниципальном рынке (всего их около 30) технология решения этих задач будет различна, поскольку ситуация на рынках разная. В частности, рынки услуг ЖКХ, образования, здравоохранения, как правило, монополизированы муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями. На рынках образовательных и медицинских услуг основную часть составляют бюджетные услуги. Напротив, на рынках услуг общественного питания, бытового обслуживания, связи и т.д. отмечается активное развитие предпринимательства и там нет бюджетных услуг. На рынке пассажирских перевозок наравне с муниципальным транспортом развивается «частный извоз».
Очевидно, что при общем концептуальном подходе к регулированию, описанному выше, на всех этих рынках требуется своя специфическая экономическая политика, учитывающая особенности услуг, обращающихся на рынке, а также уровень развития рыночных механизмов, сложившийся на рынке. Пока таких отраслевых решений не разработано, что и определяет цель настоящего проекта.
Цель проекта - анализ муниципальных отраслевых рынков для установления их типологии и разработки предложений по регулированию различных типов рынков.
Актуальность задачи для реформирования российской экономики и разработки социально-экономической политики
Как показывает анализ отечественных научных публикаций по вопросам муниципальной экономической политики, вопросы регулирования муниципальных отраслевых рынков не нашли пока ещё должного освещения в отечественной экономической науке. В основном публикации по муниципальной экономике содержат в себе общие теоретические подходы без выделения отраслевой специфики.
Что же касается практики, то отраслевой подход к регулированию местной экономики реализуется в настоящее время только при построении организационных структур местной администрации. В частности, для управления отраслями ЖКХ, строительства, торговли, образования, здравоохранения, и т.д. создаются отдельные структурные подразделения. При этом анализ правовых основ и непосредственной деятельности структурных подразделений показывает:
- отрасли социальной сферы не рассматриваются с точки зрения рыночных отношений;
- деятельность местных властей в отраслях «экономического блока», как привило, представляет собой случайный набор управленческих решений, не имеющих под собой не только каких-либо теоретических обоснований, но, зачастую, и здравого смысла.
В результате, эффективность муниципального регулирования экономики в лучшем случае равна нулю, в худшем - наблюдаются негативные последствия таких регуляций.
Вместе с тем, задача определения чёткой экономической политики местных властей на муниципальных отраслевых рынках, а также механизмов её реализации актуальна как никогда. При этом все политические решения и их финансовое обеспечение должны закрепляться в соответствующих муниципальных нормативных правовых актах. Этого требуют вступившие в силу 1 января 2006
- ФЗ№131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»,
- поправки в Бюджетный кодекс РФ в части обязательного установления расходных обязательств как основы для формирования местных бюджетов.
Необходимость разработки эффективных технологий регулирования муниципальных отраслевых рынков вытекает также из Концепции административной реформы, утверждённой Постановлением Правительства РФ №1789 от 25 октября 2005 года. Концепция требует
- внедрения технологии управления по результатам в исполнительных органах всех уровней власти;
- ежегодной подготовки Докладов о целях и результатах своей деятельности всех субъектов бюджетного планирования, которыми являются также и структурные подразделения местных администраций.
Актуальность исследования определяется и тем, что по данным Отчета о научно - исследовательской работе «Состояние, проблемы, тенденции и перспективы развития малого предпринимательства в Хабаровском крае на период до 2010 года», подготовленном специалистами Хабаровской государственной академии экономики и права, 80% предпринимателей Хабаровска считают, что их работе мешает административное давление со стороны муниципальных властей. Местные власти забюрократизировались (53,8%) и не стимулируют деятельность предпринимателей (56%).
Всё это определяет актуальность предлагаемого исследования для реформирования муниципальной экономики, а также системы её регулирования.
Методика аналитической работы
Перед началом поведения аналитического исследования предполагается провести 2-х-3-х дневный проектный семинар с участниками проекта, целью которого будет
- выработка общих подходов к сбору информации для анализа и способам её обработки;
- апробация принятых решений на материалах, собранных в предыдущем проекте.
Кроме того, на семинаре предлагается обсудить теоретические подходы к разработке типологии муниципальных отраслевых рынков
Представляется, что для анализа состояния муниципальных отраслевых рынков необходимо будет собрать и проанализировать статистическую и аналитическую информацию по следующим параметрам:
- услуги, обращаемые на рынке,
- поставщики услуг,
- покупатели услуг,
- роль органов местного самоуправления на данном рынке,
- состояние конкурентной среды,
- проблемы на рынке,
- и т.д.
Кроме того, для изучения ситуации на рынках (особенно проблем, существующих на рынке) будут сформированы соответствующие рабочие группы (для каждого рынка своя) с привлечением членов Хабаровского краевого объединения промышленников и предпринимателей (ХКОПП). Решение об участии ХКОПП в данном проекте принято на правлении ХКОПП.
Полученные данные позволят сформировать представления о ситуации на различных рынках, о возможных значениях исследуемых параметров, а также выделить те параметры, которые должны играть ведущую роль в построении типологии. Возможные значения в каждом параметре предполагается определить в группы (от 2 до 5 групп в каждом параметре). Таким образом, многообразие типов муниципальных отраслевых рынков будут рождаться путём перебора различных значений ведущих параметров. В частности, если обозначить исследуемые параметры и их возможные значения как А (1,2,3), В (1,2), С(1,2,3,4), то ТИП 1 будет характеризоваться параметрами: А(1), В(1), С(1). При таком подходе можно будет описать все возможные типы, путём перебора возможных значений исследованных параметров. При этом, очевидно, что какие-то комбинации в принципе не могут существовать в практике. Они будут исключены из дальнейшего рассмотрения.
На основе общих концептуальных подходов к регулированию муниципальных отраслевых рынков, сформулированных в предыдущем проекте, будут строиться частные решения для каждого типа рынка.
Гипотезы
1. Уровень развития рыночных отношений, степень участия в их функционировании предпринимательства и органов местного самоуправления на различных муниципальных отраслевых рынках различны.
2. Можно сформировать типологию муниципальных отраслевых рынков. При этом некоторые типы рынков, вероятно, могут рассматриваться как этапы в развитии некоторых процессов, протекающих на данных рынках.
3. На основе общего концептуального подхода к муниципальному регулированию экономки, можно сформировать частные (типовые) решения для каждого типа рынка.
4. Каждый муниципальный отраслевой рынок требует своей экономической политики местных властей, основанной на типовом решении, этапах и тенденциях развития данного рынка.
Новизна аналитической работы и ее связь с ранее выполненными работами в избранной для анализа области
В настоящее время подобных исследований в сфере муниципального регулирования экономики в отечественной экономической науке не выявлено.
Предлагаемое исследование является продолжением проекта, «Муниципальное регулирование экономики: новые решения», осуществлённого ДВНЦМС в 2005 году при поддержке Московского общественного научного фонда и USAID. В ходе осуществления проекта были разработаны общие концептуальные подходы к деятельности органов местного самоуправления на муниципальных отраслевых рынках, суть которых заключалась в необходимости решения в каждой отрасли, соответствующей вопросу местного значения, определённого перечня задач. Также в ходе реализации первого проекта были обнаружены явные различия в ситуации на рынках. Однако ограниченность периода проекта не позволила изучить все муниципальные рынки, выявить их типологию и построить из общего подхода к их регулированию частные решения соответствующие различным типам.
Информационная база исследования
В качестве информационной базы для анализа муниципальных рынков будут использованы:
- данные государственных органов статистики,
- аналитические и диссертационные исследования состояния развития предпринимательства, выполненные в 2004-2005гг специалистами вузов, НИИ, других аналитических центров;
- правовые, информационные и аналитические материалы органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов федерации и территориальных федеральных органов государственной власти.
Предполагаемая структура работы
Предполагается, что структура итоговой работы будет иметь следующий вид:
Введение.
Во введении будет излагаться актуальность исследования, методика аналитической работы, новизна исследования, информационная база, основные результаты.
Глава 1. Муниципальные отраслевые рынки: основные характеристики.
Характеристика каждого муниципального отраслевого рынка будет дана в отдельном параграфе. В главе будет не менее 20. параграфов, в соответствии с исследованными рынками.
Глава 2. Типология муниципальных отраслевых рынков.
В Главе будут изложены теоретические основания для типологии, предложена типология муниципальных отраслевых рынков, а также исследованные муниципальные рынки будут сгруппированы по типам.
Глава 3. Регулирование муниципальных отраслевых рынков
В Главе будут сформулированы предложения по регулированию различных типов муниципальных отраслевых рынков, которые будут установлены в предыдущей главе.
Предполагаемые результаты и их распространение
В ходе исследования планируется получить следующие результаты:
- проанализировано состояние развития муниципальных отраслевых рынков в городских округах: г.Хабаровске и ЗАТО г.Большой Камень (Приморский край), а также в Ногликском муниципальном районе Сахалинской области;
- сформирована типология муниципальных отраслевых рынков в зависимости от уровня их развития;
- разработаны рекомендации по муниципальному регулированию различных типов муниципальных отраслевых рынков.
- Полученные результаты планируется распространять следующими путями:
- на Шестой Дальневосточной школе-семинаре «Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке», которая пройдёт в июне 2006 года в ЗАТО Большой Камень Приморского края;
- -на Второй Дальневосточной школе бизнеса, которая пройдёт с 31 августа по 9 сентября в пригороде г.Находка Приморского края;
- -на форумах по стратегическому планированию во Владивостоке и в Санкт-Петербурге;
- издание двух тематических номеров журнала «Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке»;
- размещение результатов проекта
- на сайте Дальневосточного научного центра местного самоуправления;
- на сайте Стратегическое планирование развития Хабаровска;
- обсуждение результатов проекта в тематической комиссии «Инновационно-внедренческая стратегия развития Хабаровска», которая входит в состав Общественного Совета по разработке стратегического плана развития г.Хабаровска;
- выступления на семинарах и конференциях и публикация соответствующих тезисов.