680000, г. Хабаровск,
ул. Запарина, д. 30, оф. 120,
тел/факс (4212) 21-44-98

npolichka@mail.ru, dvncms@gmail.com

О потенциальных угрозах возникновения новых административных барьеров для малого и среднего бизнеса в связи с реализацией ФЗ №131

Н.П.Поличка,

Дальневосточный научный

центр местного самоуправления


 

О потенциальных угрозах возникновения новых административных барьеров для малого и среднего бизнеса в связи с реализацией ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

     

     Начавшаяся в стране реформа публичной  власти требует  от каждого органа власти чёткого определения государственной и муниципальной  политики по каждому вопросу их компетенции и  закрепление её в соответствующем нормативном правовом акте.  

     В частности, к вопросам местного значения городского округа, установленных ст.16 ФЗ №131, отнесено значительное количество вопросов, касающихся функционирования большинства отраслевых рынков товаров и услуг в муниципальном образовании, о чём свидетельствует таблица:

     

Вопросы местного значения городского округа по ст.16 ФЗ №131

Отраслевые местные рынки

4) организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

Рынок услуг по электроснабжению

Рынок услуг по теплоснабжению

Рынок услуг по газоснабжению

Рынок услуг по водоснабжению

Рынок услуг в сфере водоотведения

Рынок услуг по снабжению топливом

5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;

     

     Рынок услуг по содержанию и строительству автомобильных дорог, мостов и иных транспортных инженерных сооружений

6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

Рынок жилья
 

Рынок жилищно-коммунальных услуг  

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа;

Рынок транспортных услуг населению

13) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

Рынок образовательных услуг (дошкольное, школьное, дополнительное)
 

Рынок услуг летнего отдыха детей  

14) организация оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

Рынок медицинских услуг

15) создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

Рынок услуг связи

Рынок услуг общественного питания

Рынок услуг торговли (оптовая, розничная)

Рынок услуг бытового обслуживания

16) организация библиотечного обслуживания населения;

Рынок библиотечных услуг населению

17) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;

Рынок досуговых услуг

Рынок услуг культуры

19) обеспечение условий для развития на территории городского округа массовой физической культуры и спорта;

Рынок услуг массовой физической культуры и спорта

20) создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;

Рынок услуг массового отдыха жителей  

21) опека и попечительство;

Рынок социальных услуг  

23) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

Рынок ритуальные услуги

24) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

Рынок услуг по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов

25) организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах городского округа;

Рынок услуг благоустройства и озеленения

27) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.

Рынок услуг по освещению улиц

Рынок услуг по установке указателей

     

      Таким образом, интересы большинства предпринимателей города, работающих в малом и среднем бизнесе на этих рынках,  соприкасаются с компетенцией и ответственностью органов местного самоуправления.

     Анализ правового обеспечения  местного самоуправления большинства муниципальных образований Приморского края, а также г.Хабаровска показал, что  в настоящее время по большинству из этих вопросов муниципалитеты не имеют никаких нормативных правовых актов. Следовательно, они никак не регулируют процессы и отношения, возникающие на этих рынках. Однако, в связи с принятием ФЗ №131 по всем этим вопросам местного значения органы местного самоуправления должны будут определить свою политику и закрепить их в соответствующих нормативных правовых актах.

     Поскольку ничего другого, кроме ограничений, запрещений, лицензирования, сертификации, контроля и т.п. органы власти, наверняка, предложить не смогут, то велика вероятность появления в ходе данной правотворческой деятельности  новых административных барьеров на пути развития малого и среднего бизнеса в муниципальных образованиях.  

      Для предотвращения этого негативного прогноза представляется целесообразным:

     -знакомство максимально большого числа предпринимателей с потенциальной угрозой;

     -включение бизнес-ассоциаций в правотворческую деятельность органов местного самоуправления, связанную с внедрение ФЗ №95 и ФЗ №131.