Актуальные проблемы мониторинга муниципальных отраслевых рынков
Е.Поличка
МОНИТОРИНГ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ:
СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
Для регулирования муниципальных отраслевых рынков, для разработки прогнозов и программ их развития необходимо осуществлять постоянных мониторинг, то есть собирать определенный перечень информации, которая позволит своевременно выявлять провалы и тенденции, возникающие на этих рынках. Исследования показали, что в органах местного самоуправления собирается достаточно много различной статистической информации, на основе которой ежегодно разрабатывается ПАСПОРТ городов, рассчитываются основные показатели и прогнозы социально-экономического развития, готовятся аналитические (констатирующие) части правовых актов, разрабатываются отраслевые программы и т.д. Вместе с тем, ни по одному вопросу местного значения перечень собираемой информации не позволяет оценить ситуацию на соответствующем муниципальном отраслевом рынке.
В частности, на рынке транспортных услуг, как правило, в муниципальных образованиях имеется следующая информация:
- число маршрутов (автобусов, трамваев, троллейбусов);
- наличие парка (автобусов, трамваев, троллейбусов);
- число выполненных рейсов (автобусов, трамваев, троллейбусов);
- перевезено пассажиров (автобусами (муниципальными и коммерческими), трамваями, троллейбусами);
- количество поездок на 1 жителя;
- обеспеченность;
- общая протяженность путей во внутригородском сообщении, в т.ч.
- трамвайных линий,
- троллейбусных линий;
- общая длина автобусных маршрутов.
Нетрудно видеть, что в данном достаточно обширном перечне отсутствует информация о потребностях жителей, о доступности услуг и удовлетворённости качеством услуг населением, а также такая необходимая для оценки ситуации на рынке информация, как емкость рынка, его сегментация, доли основных поставщиков на рынке и т.п.
В других случаях, оценить ситуацию на рынке невозможно ввиду полного отсутствия какой бы то ни было информации. В частности, в большинстве муниципальных образований по таким вопросам местного значения как
-организация в границах городского округа электроснабжения населения,
-организация в границах городского округа газоснабжения,
-организация в границах городского округа снабжения населения топливом,
-организация отдыха детей в каникулярное время,
-организация оказания на территории городского округа медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов,
-создание условий для организации досуга,
-создание условий для массового отдыха жителей городского округа,
-организация обустройства мест массового отдыха населения,
-организация ритуальных услуг,
-создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов местного значения,
не удалось обнаружить никакой информации.
Полученные в ходе аналитического исследования результаты позволяют сделать следующие выводы:
- в настоящее время не существует систем мониторинга муниципальных отраслевых рынков,
- перечень собираемой информации бессистемен, нормативно не установлен;
- в основном собирается информация по запросам вышестоящих органов государственной власти, и информация, которая входит в перечень государственной статистики;
- вопрос о создании системы муниципальной статистики под вопросы местного значения и тем более по муниципальным отраслевым рынкам никогда не ставился и не стоит в настоящее время.
Очевидно, что в этом случае невозможно получить целостного представления о ситуации в отраслях, относящихся к вопросам местного значения, а, следовательно, и обосновать целесообразность принимаемых местной властью управленческих решений.
Вместе с тем, в ходе анализа обнаружилось, что «мониторятся» отрасли, которые не имеют ничего общего с компетенцией органов местного самоуправления. Более того, по ним разрабатываются концепции и программы развития, а также принимаются соответствующие постановления глав муниципальных образований. Например, в Хабаровске приняты «Концепция промышленной политики», Постановление Мэра Хабаровска «Об итогах работы предприятий пищевой промышленности за 9 месяцев 2004 года и о перспективах развития отрасли на 2005/2006 годы».
Задача построения систем мониторинга нуждается в теоретическом осмыслении. В контексте решения данной задачи заслуживает внимание документ под названием «Концептуальные основы развития торговли и общественного питания на территории г.Владивостока», который разработан Администрацией г. Владивостока (управление торговли, услуг и защиты прав потребителей) совместно с преподавателями Тихоокеанского государственного экономического университета и который недавно появился на Интернет-сайте г. Владивостока. Документ содержит глубокий анализ ситуации в торговой отрасли города, который базируется на следующем перечне информации:
- оптовая торговля, в том числе:
- количество предприятий, в том числе крупные (их средняя площадь);
- количество холодильников и их площадь,
- количество товарных складов и их площадь (средняя и общая);
- общий оборот,
- структура оборота,
- динамика,
- розничная торговля, в том числе:
o количество предприятий, в том числе количество, доля и оборот предприятий мелкорозничной торговли;
- обеспеченность торговыми площадями на 1 тысячу жителей г.Владивостока;
- тенденции ежегодного изменения структуры предприятий стационарной торговли и мелкой розницы;
- структура предприятий розничной торговли по видам собственности;
- структура предприятий розничной торговли по видам реализуемой продукции;
- тенденции изменения видов магазинов розничной торговли;
- тенденции внутри отдельных сегментов розничной торговли
- и т.д..
Нетрудно видеть, что такой подход к мониторингу данного муниципального отраслевого рынка и к перечню собираемой информации существенно отличается от традиционного, который наблюдается в других дальневосточных муниципальных образований. А именно, традиционный перечень информации по торговле включает в себя следующие данные:
- оборот розничной торговли,
- розничный товарооборот торговых предприятий (по округам),
- общих объем розничного товарооборота на душу населения, в т.ч.:
- продовольственные,
- непродовольственные
- количество магазинов, в т.ч.:
- общая торговая площадь
- кв.м. на 1000 жителей, в т.ч.:
- промтоварные,
- продовольственные
- смешанные.
Представляется, что теоретической основной для разработки систем мониторинга муниципальных отраслевых рынков могут являться основные положения, инструменты и методы маркетинга. В частности, для оценки тенденций эволюции муниципального рынка с целью разработки программ его развития должна собираться следующая информация:
- какова емкость рынка (в физическом и денежном выражении),
- какова емкость отдельных рыночных сегментов,
- какова рыночная доля на рынке и на отдельных рыночных сегментах,
- какая тенденция изменения рынка и рыночных сегментов имеет место (рост, стагнация, спад),
- каково среднее потребление на душу населения, семью продукта данного рынка,
- какова степень оснащенности семей или фирм продуктами данного рынка,
- каков средний срок службы товара,
- и т.п.
В этом случае целесообразным является установление тесных связей и развитие системы аутсорсинга между органами местного самоуправления и маркетинговыми компаниями, осуществляющими свою деятельность в регионах.