680000, г. Хабаровск,
ул. Запарина, д. 30, оф. 120,
тел/факс (4212) 21-44-98

npolichka@mail.ru, dvncms@gmail.com

Итоговый отчет. Проект «Муниципальное регулирование экономики: новые решения»

10.08.2005

Проект
«МУНИЦИПАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ: НОВЫЕ РЕШЕНИЯ»

НОМЕР СОГЛАШЕНИЯ О ГРАНТЕ (должен указываться во всей переписке):     09/2-05
ДИРЕКТОР ПРОЕКТА: Поличка Нина Петровна
ПЕРИОД ВЫПОЛНЕНИЯ ГРАНТА      с 01 апреля 2005 г. по 31 августа 2005 г.
ОТЧЁТНЫЙ ПЕРИОД 01 апреля 2005 г. по 30 сентября 2005 г.
ДАТА СОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА 10 октября 2005

ИТОГОВЫЙ ОТЧЁТ О ПРОЕКТЕ

1. Проведение аналитического исследования

     В соответствии с проектом были проведены исследования состояния муниципального регулирования экономики в ряде муниципальных образований - городских округов Хабаровского (Хабаровска) и Приморского краёв (Владивосток, Находка, Большой Камень). Поскольку в публичном праве действует метод правового регулирования «власть может делать только то, что ей предписано», в качестве главной основы и источниковой базы для анализа практики муниципального регулирования экономики служили тексты муниципальных правовых актов. Таким образом, возможности проведения анализа находились в прямой зависимости от возможности доступа к муниципальным нормативным правовым актам. Первоначальные представления участников проекта о том, что все муниципальные образования сдают свои акты в правовые системы «Консультант-плюс», «Кодекс» или какие-либо другие системы оказались ошибочными. В ряде муниципальных образований (Комсомольск-на-Амуре, Владивосток» не только не сдают, но и всячески ограничивают доступ к этой информации. В связи с этим, Комсомольск-на-Амуре  пришлось заменить на город Приморского края - Большой Камень имеющий статус городского округа. С данным муниципальным образованием ДВНЦМС имеет  тесные контакты и реализованные совместные проекты по совершенствованию системы местного самоуправления.

     Наиболее доступными оказались муниципальные правовые акты г.Хабаровска, в ходе анализа которых удалось выявить ряд основных тенденции в осуществлении экономических функций местной власти, которые затем проверялись в других муниципальных образованиях.  

     Вторым препятствием в осуществлении аналитического исследования явилось ещё одно неверное предположение авторов проекта, что в российской науке имеется некоторый целостный системный взгляд на экономические функции местной власти. Этот предполагаемый взгляд и планировалось положить в основу аналитического исследования. Однако, как выяснилось уже в первый месяц реализации проекта,  ничего подобного в российской науке, видимо, не существует, хотя имеется достаточно большой объём публикаций по отдельным экономическим вопросам муниципальной власти. Например, комплексного социально-экономического развития, поддержке предпринимательства и т.д.

     Что же касается деятельности местных властей в части решения конкретных вопросов местного значения, большинство из которых, как выяснилось, связаны с функционированием местных рынков услуг, то подобных исследований найти не удалось. Это поставило перед участниками проекта дополнительную, незапланированную проектом задачу - разработать  концептуальные основы муниципального регулирования экономики.

     К счастью, данную задачу удалось решить. Представляется, что органы местного самоуправления в части регулирования муниципальных отраслевых рынков должны решать следующие задачи  

Задача 1. Формирование муниципальных отраслевых рынков услуг, в т.ч.:

  • создание условий для предпринимательской деятельности на данных рынках, в т.ч
    • создание правовых условий (разработка правовых основ данного рынка),
    • создание материально-технических условий (инвестиционная деятельность в рамках вопросов местного значения, предоставление муниципального имущества в аренду или в безвозмездное пользование,….)
    • создание благоприятных финансовых условий (выдача кредитов из местного бюджета, создание фондов поддержки, предоставление гарантий,  установление  льгот в отношении некоторых субъектов хозяйственной жизни в части местных налогов и сборов, ….),
    • информационная, консалтинговая, образовательная поддержка (создание бизнес-инкубаторов,  информационных баз данных о муниципальном имуществе, сдаваемом в аренду,  ….);
    • …………
  • стимулирование предпринимательской деятельности;
  • создание МУПов или муниципальных учреждений и обеспечение их функционирования в случае невозможности или нецелесообразности привлечение частного бизнеса в данные отрасли;
  • …………

Задача 2. Поддержание  равновесия на муниципальных отраслевых рынках услуг, в т.ч.:

  • мониторинг рынков,
  • защита прав потребителей в рамках компетенции, установленной федеральным законодательством;
  • разработка и реализация мер по преодолению провалов рынка с использованием различных методов регулирования (саморегулирование, сорегулирование, муниципальное регулирование,..)
  • …………….

Задача 3. Развитие муниципальных отраслевых рынков услуг, в т.ч.

  • проведение  маркетинговых исследований с целью выявления тенденций на рынке;
  • разработка прогнозов;  
  • разработка программ развития муниципальных рынков;
  • реализация  программ развития муниципальных рынков;
  • ……

Более подробные содержательные результаты изложены в первом разделе Итогового отчёта  «Концептуальные основы муниципального регулирования экономики» (см. приложение).

     На основе разработанного концептуального подхода проведен анализ практики муниципального регулирования экономики в ряде городских округов дальневосточных муниципальных образований, содержание которого имеет следующую структуру:

     1. ФОРМИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ УСЛУГ

     1.1. Правовое регулирование муниципальных отраслевых рынков услуг

     1.2. Создание финансовых условий для эффективного функционирования и развития муниципальных отраслевых рынков услуг

     1.3. Создание материально-технических условий для эффективного функционирования и развития муниципальных отраслевых рынков услуг

     1.4. Стимулирование предпринимательской деятельности на муниципальных отраслевых рынках услуг

     1.5. Создание муниципальных унитарных предприятий на муниципальных отраслевых рынках услуг

     2. ПОДДЕРЖАНИЕ РАВНОВЕСИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКАХ

     2.1. Мониторинг муниципальных отраслевых рынков и выявление провалов рынка

     2.2. Защита прав потребителей как средство регулирования муниципальных отраслевых рынков услуг

     2.3. Разработка и принятие мер по устранению провалов рынка услуг

     3. РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ УСЛУГ

     3.1. Программы развития муниципальных отраслевых рынков услуг

Содержательные результаты проведенного анализа изложены во второй части Итогового отчёта (прилагается).

     Группой московских специалистов-участников проекта разработаны Методические рекомендации для органов местного самоуправления по муниципальному регулированию экономики, включающие в себя

     1. ПОСТРОЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ МУНЦИПАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

     1.1. Построение системы управления процессом регулирования

     1.2. Оценка и пересмотр существующих норм   

     2. ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РЕГУЛИРОВАНИЯ

2.1. Отчёт о регулирующем воздействии  

2.1.1. Описание проблемы  

2.1.2. Цели регулирования  

2.1.3. Возможные варианты достижения поставленных целей  

2.1.4. Анализ различных вариантов решения проблемы  

2.1.5. Консультации  

2.1.6. Рекомендуемый вариант  

2.1.7. Описание путей реализации выбранного варианта  

2.2. Пример оценки регулирующего воздействия  

     3. ОЦЕНКА ИЗДЕРЖЕК РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ АГЕНТОВ

     3.1. Виды информационных требований, которые могут приводить к существенным издержкам

     3.2. Действия, направленные на снижение административного бремени

     3.3. Методы количественной оценки административного бремени

     3.4. Использованию технологии оценки административного бремени на местном уровне

     4. ЮРИДИЧЕСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ  

     4.1. Формально-логические  юридические ограничения

     4.2. Технические юридические ограничения

ЛИТЕРАТУРА

Текст рекомендаций см. в третьем разделе Итогового отчёта.

     В ходе осуществления аналитического исследования в г.Хабаровске обнаружилось значительное число  муниципальных правовых актов, которые не только не способствуют развитию местной экономики, но и содержат нормы противоречащие законодательству. Проектом  не предусматривались мероприятия по борьбе с неправомерными действиями органов местного самоуправления и защите прав предпринимателей. Однако пройти мимо столь вопиющих фактов участники проекта не могли. Поэтому было решено, как минимум,  привлечь внимание общественности  и правоохранительных организаций  к этим актам.  

     В результате переговоров, проведенных с Хабаровским краевым объединением промышленников и предпринимателей (ХКОПП), а также с некоммерческим партнерством «Гражданские инициативы» (НП «ГРИН») было принято решение об организации постоянно действующего конкурса «Бизнес-эксперт» для студентов и аспирантов юридических и экономических вузов Хабаровска.  

     Целями Конкурса  стали:

  • формирование благоприятных условий для развития предпринимательства в городе,
  • развитие экспертного сообщества в сфере предпринимательской деятельности,
  • привлечение молодых экономистов и юристов к решению проблем города,
  • поддержка талантливой молодежи.  

     Порядок проведения конкурса. Каждые два месяца проводится один раунд конкурса.   Для этого на сайте Хабаровского краевого объединения промышленников и предпринимателей размещается муниципальный правовой акт, которых предлагается для экспертизы. В ходе экспертизы должно быть установлено соответствия муниципальных правовых актов  федеральному и региональному законодательству, а также сделан прогноз последствий его принятия для развития предпринимательства в Хабаровске.

     Авторы лучших экспертных заключений награждаются денежными премиями, а их авторы становятся бизнес-экспертами ХКОПП. Тексты лучших экспертных заключений и фамилии их авторов размещаются на сайте ХКОПП. Наиболее значимые для развития предпринимательства результаты общественной экспертизы предлагаются средствам массовой информации города для освещения. В случае, если в ходе общественной экспертизы выявлено несоответствие муниципального правового акта законодательству, данная информация  направляется в правоохранительные органы.  

     Для проведения конкурса были сформированы оргкомитет и конкурсная комиссия. Оргкомитет возглавила директор НП «ГРИН» Е.Б.Веприкова. Войти в состав конкурсной комиссии дали согласие представители федеральных территориальных органов государственной власти (генпрокуратуры, антимонопольной службы, министерства юстиции, министерства экономического развития и торговли), а также учёные Хабаровска. Возглавил работу конкурсной комиссии помощник полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе  к.ю.н. Ю.И.Обрядин. Члены ХКОПП согласились выделять денежные средства для награждения победителей.

     В первом раунде конкурса, который прошёл в апреле-мае 2005г.,  была проведена  общественная экспертиза РЕШЕНИЯ Хабаровской городской думы от 23.03.2004 № 477 «Об утверждении программы общегородских инвестиционных проектов на 2004 - 2007 годы». Участники  конкурса в своих экспертных заключениях должны были аргументировано ответить на следующие вопросы:

1. Соответствует ли данный муниципальный правовой акт федеральному законодательству?

2. Способствует ли инвестиционная политика органов местного самоуправления г.Хабаровска развитию предпринимательства в городе?

Победителями данного раунда стали четверо студентов  и один аспирант Хабаровской государственной академии экономки и права. Спонсором выступил директор хабаровского предприятие ООО «Алканост», член ХКОПП П.В.Дрожчаный

     Во втором раунде (июнь-июль)   участникам конкурса  было предложено  оценить Постановление мэра г. Хабаровска от 23.12.2004г. № 1871 «Об утверждении плана мероприятий по строительству и вводу в эксплуатацию муниципального торгового комплекса «Азия» по ул. Зеленая, 3-А в городе Хабаровске» и Постановление мэра г.Хабаровска от 01.02.2005г. № 137 «О внесении изменений в Постановление мэра от 23.12.2004г. № 1871». В частности, необходимо было установить соответствие данных документов федеральному  законодательству, а также  дать прогноз социально-экономическим последствиям реализации проекта по строительству  и эксплуатации ТК «Азия».  

     Победителем данного конкурса стала аспирантка Дальневосточного юридического института Тихоокеанского государственного университета С.Усова, которая установила несоответствие Постановления мэра сразу нескольким федеральным законам. Премией победителю стала путёвка в V Дальневосточную школу-семинар «Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке», которая прошла 9-18 августа под Находкой и была посвящена проблеме муниципального регулирования экономики.

     В новом учебном году конкурс будет продолжен. Первый опыт его проведения  выявил достаточно большой круг заинтересованных лиц. Это, в первую очередь,  бизнес, который  готов вкладывать ресурсы в защиту своих интересов от неправомерных действий местных властей. Это федеральные органы власти, в компетенцию которых входит контроль за соблюдением федерального законодательства, а также содействие  экономическому развитию территорий. Это учёные и преподаватели вузов, которые получили интересный фактический материал для учебного процесса и для научно-исследовательской работы. И, конечно же, студенты и аспиранты вузов. Участники конкурса попробовали свои силы в реальной практической деятельности и показали себя  в качестве специалистов. В результате и бизнес,  и органы власти взяли их «на заметку». Часть молодых бизнес-экспертов получили приглашения на практику, а некоторые - на работу. Кроме того, включение студентов и аспирантов в решение проблем местных сообществ видится как важный шаг в формировании у молодёжи  активной жизненной позиции и закреплении молодого поколения на Дальнем Востоке.

     Представляется, что подобное социальное партнерства власти и гражданских организаций может быть организовано в любом муниципальном образовании. Кроме того, конкурс может стать началом становления института общественной экспертизы нормативных правовых актов - обязательной составляющей региональных и муниципальных общественных палат.  

2. Апробация и распространение результатов исследования

     Апробация и распространение результатов исследования осуществлялось в следующих формах:

     2.1. Участие в научно-практической конференции «Власть и проблемы укрепления российской государственности в Дальневосточном федеральном округе»,  которая состоялась  9 июня 2005. В конференции приняли участие все хабаровские участники проекта, двое их которых выступили в секционных заседаниях по теме проекта (копия программы прилагается), в том числе:     

1.     Поличка Е. Актуальные проблемы муниципального регулирования экономики,

2.     Шило Е. Информационно-правовое обеспечение местного самоуправления.  

     2.2. Группа участников проекта приняла участие в форуме «Стратегическое планирование в городах и регионах Дальнего Востока: ответ на глобальные и локальные вызовы», который состоялся 22-24 июня 2005г. в г.Владивостоке. Руководитель проекта Н.П.Поличка выступила с презентацией «Муниципальное регулирование экономики: новые решения» (копия презентации прилагается), а также подготовлена к публикации и сдана  статья   в сборник трудов форума Воропаев А., Поличка Е., Поличка Н., Шило Е. «Вопросы местного значения как основа экономической политики муниципальной власти»

     2.3. V дальневосточная школа-семинар «Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке»  и Первая дальневосточная школа бизнеса  

     9-18 августа 2005г. в пригороде г.Находка (Приморский край) на базе отдыха «Бухта Отрада»  в рамках проекта «Муниципальное регулирование экономики: новые решения» состоялись два мероприятия  V  Дальневосточная школа-семинар «Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке» и Первая Дальневосточная школа бизнеса. Впервые была предпринята попытка организовать столь длительный по времени диалог местной власти и  бизнеса по актуальным проблемам политического,  экономического и социального развития муниципальных образований.

     Идею ДВНЦМС о проведении школ поддержали и приняли активное участие в её реализации Аппарат полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, Программа “Комплексное содействие развитию предпринимательства  на Дальнем Востоке», Российско-американский учебно-научный центр, Хабаровский Ротари-клуб и  некоммерческое партнерство «Гражданские инициативы».  

     Программа школ включала в себя как общие совместные занятия власти и бизнеса,  так  и раздельные занятия по бизнесу и по местному самоуправлению (Программа прилагается).

     В работе школ приняли участие более пятидесяти  человек, в состав которых вошли:

     -депутаты и специалисты  органов государственной власти и органов местного самоуправления,

     -представители малого и среднего бизнеса, культуры и некоммерческих организаций,

     -учёные, преподаватели, аспиранты и студенты юридических и экономических специальностей вузов

из пяти дальневосточных городских округов: Хабаровск, Владивосток, Благовещенск, Находка, ЗАТО Большой Камень и Москвы, а также представитель Британского благотворительного фонда CAF.

     По единодушному мнению участников,  проведенные  в школах мероприятия позволили сделать следующие выводы:

1) бизнес и местная власть могут вести конструктивный диалог по актуальным проблемам развития местных сообществ;

2) существующая практика деятельности органов местного самоуправления по муниципальному регулированию экономики нуждается в кардинальном реформировании как в части содержания деятельности, так и в организационном построении экономических структурных подразделений  местных администраций;

3) представляется целесообразным рекомендовать органам местного самоуправления, а также бизнес-ассоциациям ознакомиться с новым подходом к муниципальному регулированию экономики, разработанным специалистами Дальневосточного научного центра местного самоуправления в рамках соответствующего проекта, а также разработать меры по его внедрению в практику;

4) необходимо развивать систему постоянного информирования бизнес-сообщества по вопросам реформирования власти в России;

5) необходимо поддерживать и развивать саморегулируемые организации бизнеса и   включать их в регулирование муниципальных отраслевых рынков;

6) продолжить практику проведения совместных мероприятий власти и бизнеса по решению актуальных проблем развития местных сообществ и  регионов.  

     Анализ опросных листов, которые заполнялись участниками школ после их окончания,  выявил следующие оценки уровня удовлетворённости по программе, организации, психологической атмосфере, составу участников и полезности проведенного мероприятия

Очень хорошо

Хорошо

Удовлет-

ворител.

Плохо

Затрудняюсь ответить

1

Программа  конференции

33,3%

50%

16,7%

  

2

Организация мероприятия

50%

50%

   

3

Психологическая атмосфера

66,6%

16,7%

16,7%

  

4

Состав участников

33,3%

38,8%

16,7%

5,6%

5,6%

5

Полезность  мероприятия:

     
 

А) для Вас

44,5%

38,8%

16,7%

  
 

Б) для Вашей организации

16,7%

50%

27,7%

 

5,6%

 

В) для  города

27,7%

50%

5,6%

 

16,7%

     2.4. Издание и распространение журнала   «Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке»

     Для распространения результатов проекта был издан очередной номер  журнала   «Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке» №2(14) 2005, всё содержание которого посвящено материалам проекта. В том числе в журнале опубликованы следующие материалы о проведенных исследованиях и мероприятиях:

  • Проект «Муниципальное регулирование экономики: новые решения»
  • Новый взгляд на муниципальное регулирование экономики Воропаев А,Поличка Е.,Поличка Н.,Шило Е.
  • Совершенствование муниципального регулирования экономики: процедурный аспект Луковкина Е.
  • Методология оценки издержек регулирования для различных экономических агентов Крючкова П.
  • Правовые инструменты государственного регулирования экономики на федеральном, региональном и муниципальном уровне Заморёнова Н.  
  • Экономико-правовые ресурсы муниципальной власти  Шило Е.
  • Актуальные проблемы мониторинга муниципальных отраслевых рынков  Поличка Е
  • Конкурс Бизнес-эксперт   
  • V Дальневосточная школа-семинар «Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке» и Первая Дальневосточная школа бизнеса

     2.5. Участие в семинаре «Организация бюджетного процесса в закрытых административно-территориальных образованиях в условиях бюджетной реформы и реформы местного самоуправления»

     Для участия в данном семинаре было получено приглашение от Главы муниципального образования ЗАТО Большой Камень. Участниками семинара были руководители и специалисты ЗАТО из различных регионов страны (программа и список участников прилагается). Всего в стране 49 ЗАТО, которые напрямую финансируются  и подотчётны Министерству экономического развития и торговли РФ.

     Н.П.Поличка сделала на семинаре заглавный доклад «Решение вопросов местного значения как основа бюджетного процесса» (презентация прилагается), в ходе которого изложила результаты, полученные в ходе реализации проекта в части концептуальных основ муниципального регулирования экономики, а также результаты анализа практики.

     Доклад вызвал большой интерес, в итоге было высказано предложение провести отдельный семинар для глав российских ЗАТО по вопросам муниципального регулирования экономики.

     Кроме того,   руководство ЗАТО Большой Камень выразило готовность к внедрению  результатов проекта в данном муниципальном образовании.  В настоящий момент администрация  ЗАТО и ДВНЦМС разрабатывают соответствующий совместный проект.  

     2.7. Участие во Всероссийской научно-практической конференции  «Вертикаль власти: проблемы взаимодействия и тенденции развития федеральных, региональных и муниципальных органов управления» в Приморском институте государственной службы

     В конце августа было получено приглашение на данную конференцию. Для участия в конференции были подготовлены и высланы для опубликования тезисы трёх докладов. Тезисы  были приняты  к публикации, однако, конференция была перенесена на более поздний срок.  

     2.6. Проведение cеминара  «Участие  бизнеса и общественности в  осуществлении  местного  самоуправления»

     Идея проведения данного незапланированного  семинара  родилась после получения информации о переносе Всероссийской научно-практической конференции  «Вертикаль власти: проблемы взаимодействия и тенденции развития федеральных, региональных и муниципальных органов управления» в Приморском институте государственной службы. На освободившиеся средства было принято решение провести дополнительное мероприятие по распространению результатов проекта, касающегося привлечения бизнеса и общественности к осуществлению местного самоуправления, в том числе к участию в муниципальном регулировании экономики.

      В качестве участников семинара были приглашены члены Ротари-клуба Хабаровска, который включает в себя околии 30 членов, представителей различных сфер бизнеса и интеллигенции (список прилагается).  

Список публикаций по теме проекта

1. Поличка Н.П. О потенциальных угрозах возникновения новых административных барьеров для малого и среднего бизнеса в связи с реализацией ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»// Журнал "Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке, выпуск 1(13), Хабаровск: ДВНЦМС, 2005,с. 36-38.  

2. Поличка Н.П, О потенциальных угрозах возникновения новых административных барьеров для малого и среднего бизнеса в связи с реализацией ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»// Журнал «Продовольственный рынок», печатная версия  и Интернет-издание.   

3. Воропаев А., Поличка Е , Поличка Н., Шило Е. Новый взгляд на муниципальное регулирование экономики// Журнал "Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке, выпуск 2(14), Хабаровск: ДВНЦМС, 2005,с. 2-12.

4. Луковкина Е.Совершенствование муниципального регулирования экономики: процедурный аспект // Журнал "Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке, выпуск 2(14), Хабаровск: ДВНЦМС, 2005,с. 13-19.

5. Крючкова П.Методология оценки издержек регулирования для различных экономических агентов // Журнал "Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке, выпуск 2(14), Хабаровск: ДВНЦМС, 2005,с. 20-25.

6. Заморёнова Н.  Правовые инструменты государственного регулирования экономики на федеральном, региональном и муниципальном уровне // Журнал "Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке, выпуск 2(14), Хабаровск: ДВНЦМС, 2005,с. 26-37.

7. Шило Е. Экономико-правовые ресурсы муниципальной власти  // Журнал "Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке, выпуск 2(14), Хабаровск: ДВНЦМС, 2005,с. 38-41.

8. Поличка Е., Мониторинг муниципальных отраслевых рынков: состояние и проблемы// Журнал "Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке, выпуск 2(14), Хабаровск: ДВНЦМС, 2005,с. 42-44.  

9.  Поличка Н.П. , Реформа власти изменит бизнес// Журнал «Дальневосточный капитал», №8 (60) август 2005, Владивосток, с.6-7.

10. Поличка Н.П. Реформа власти изменит бизнес и его роль в обществе//Газета «Новая реальность», №7(107), июль 2005, Краснодар: ЮРРЦ.

Приняты к печати и будут опубликованы в 2005 году:

11. Воропаев А., Поличка Е., Поличка Н., Шило Е. Вопросы местного значения как основа экономической политики муниципальной власти, в сборник трудов  Форума  «Стратегическое планирование в городах и регионах Дальнего Востока: ответ на глобальные и локальные вызовы», Владивосток, июнь 2005..

12. Воропаев А., Поличка Н., Шило Е.Экономические функции местной власти: новый взгляд, в сборник Приморского института государственной службы, Владивосток.

13. Поличка Е. Актуальные проблемы муниципального регулирования экономики, в сборник Дальневосточной  академии государственной службы, Хабаровск.

14. Поличка Е. Развитие муниципальных отраслевых рынков: состояние и проблемы, в сборник Приморского института государственной службы, Владивосток.

15. Е.Шило Правовое регулирование муниципальных отраслевых рынков: состояние и проблемы, в сборник Приморского института государственной службы, Владивосток.

16. Шило Е. Информационно-правовое обеспечение местного самоуправления в сборник Дальневосточной  академии государственной службы, Хабаровск.

Гендерный анализ проведенных мероприятий

Название мероприятия

Общее количество задействованных людей

Количество мужчин

Количество женщин

Соотношение мужчин и женщин

V Дальневосточная школа-семинар "Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке"

24

9

13

41%/59%

Первая Дальневосточная школа бизнеса

28

13

15

44,5%/55,5%

Семинар "Участие бизнеса и общественности в осуществлении местного самоуправления

23

14

9

70%/30%

Семинар  в Большом Камне

21

7

14

19%/81%

Итого

85

38

47

44%/56%


 

Директор проекта                                                                                              Н.П.Поличка