I школа-семинар «Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке»
I ШКОЛА - СЕМИНАР «МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ НА РОССИЙСКОМ ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ»
С 8 по 12 октября 2001 года в пансионате «Пронькино», что под Биробиджаном, прошла I школа-семинар «Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке». Школа проводилась в рамках проекта «Разработка российского аналога NPM-новой модели управления обществом”. Проект осуществляется некоммерческим партнерством «Дальневосточные правовые ресурсы» при поддержке Аппарата полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе и финансовой помощи Фонда Евразия. Руководитель проекта - доктор педагогических наук, профессор Н.П.Поличка.
В работе школы приняли участие 70 человек, в том числе Аппарат полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, территориальные органы Министерства по делам федерации, национальностей и миграционной политики РФ из 6 территорий Дальневосточного федерального округа, представители органов местного самоуправления и некоммерческих организаций Амурской, Сахалинской, Камчатской областей, Приморского и Хабаровского краев и Еврейской автономной области, а также предприниматели, ученые и журналисты.
Работа школы-семинара проходила по следующей программе:
8 октября (понедельник)
10-00 - 11-00 Открытие школы-семинара. Представление участников и программы школы- семинара и выступления: Г.А.Антонова -вице-губернатора Еврейской автономной области, Н.А. Капитоненко - начальника управления по работе с органами власти и органами местного самоуправления Аппарата Полномочного Представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе.
11-30 - 13-00 - Поличка Н.П. Лекция «Актуальные проблемы становления местного самоуправления на российском Дальнем Востоке».
14-00 - 16-00 -«Актуальные проблемы становления местного самоуправления на российском Дальнем Востоке и возможные пути их решения» - выступления представителей органов государственной власти и местного самоуправления, ученых, представителей бизнеса и общественных, некоммерческих организаций из муниципальных образований ДВФО.
16-30 - 18-00 Веприкова Е.Б. Лекция «NPM (New Public Management) - новая модель управления обществом, основные идеи и положения».
9 октября (вторник)
9-30 - 18-00 Работа в группах по разработке предложений по разграничению предметов ведения и полномочий между разными уровнями власти по следующим направлениям: предпринимательская деятельность, защита прав малочисленных народов, здравоохранение, образование, занятость и социальное обслуживание населения.
10 октября (среда)
9-30 - 13-00 Работа в группах по определению перечня услуг, предоставляемых населению органами местного самоуправления в следующих сферах: предпринимательская деятельность, защита прав малочисленных народов, здравоохранение, образование, занятость и социальное обслуживание населения.
14-00 - 18-00 Поездка в мэрию г.Биробиджана. Знакомство с существующей в г.Биробиджане системой органов местного самоуправления, встреча с депутатским корпусом и представителями администрации.
11 октября (четверг)
9-00 -10-00 Презентация материалов, наработанных в группах 9 и 10 октября.
10-00 - 13-00 Поездка в Биробиджан. Посещение муниципальных предприятий г.Биробиджана: «Единый заказчик», «Благоустройство», «Школа-лицей №3».
14-00-15-00 Презентация WWW-сайта «Местное самоуправление в Дальневосточном федеральном округе».
15-00 -17-00 Встреча со специалистами Правительства ЕАО и Законодательного собрания по проблеме наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
12 октября (пятница)
10-30-18-00 Участие в заседании Межведомственной комиссии по поддержке развития местного самоуправления при полномочном представителе Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе.
В ходе работы школы-семинара по пяти направлениям жизнедеятельности муниципальных образований проанализированы существующие правовые основы и реальная практика местного самоуправления. Анализ осуществлялся через призму идей NPM, для чего Е.Б.Веприковой была разработана специальная методика. Реализация данной методики во всех рабочих группах, а также содержательный анализ полномочий органов местного самоуправления позволили выявить следующие важные закономерности, существующие в данных сферах российской системы публичной власти:
1. Максимальное количество властных полномочий сконцентрировано у федеральной власти, минимальное - у местного самоуправления.
2. Органы местного самоуправления фактически являются исполнителями «усредненной» в масштабах страны государственной политики, которая никак не отражает специфики конкретного муниципального образования.
3. Муниципальные образования страны лишены каких бы то ни было возможностей для проектирования и осуществления собственной политики, направленной на удовлетворение специфических потребностей конкретного муниципального образования.
4. Муниципальные образования страны не имеют никаких правовых оснований для участия в формировании государственной политики в исследуемых сферах.
5. Существующее разграничение предметов ведения и полномочий не способствует формированию положительной мотивации органов местного самоуправления к осуществлению государственной политики и в целом приводит к низкой эффективности власти.
Выявленные закономерности прямо противоположны принципу субсидиарности, лежащего в основе модели NPM, что, вообще говоря, ставит под сомнение возможность построение российского аналога NPM.
Вместе с тем, в последнем варианте проекта «Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу», подготовленном Министерством по экономическому развитию и торговли РФ в 2001 году, предлагается создание в России «субсидиарного» государства. По мнению разработчиков проекта такое «субсидиарное» государство должно обеспечивать социальные гарантии гражданам страны в той и только в той мере, в которой общество не может этого сделать самостоятельно. Данная концепция будущего российской государственности есть ни что иное как построение «стройного государства» по NPM.
Более того, анализ высказывания российских политиков, в том числе и Президента РФ, вице-премьера В.Матвиенко, министра Г.Грефа и др. позволяет сделать вывод, что Россия уже приступает к решению данной задачи. Вероятнее всего, построение «субсидиарного государства» будет осуществляться в рамках Комиссии при Президенте РФ по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления (далее Комиссия).
Поскольку передача государственных функций на уровень местного самоуправления или их приватизация связана с изменением федерального и регионального законодательства, то внедрение NPM в этой части не может быть осуществлено в муниципальных образованиях самостоятельно. Это определяет выбор следующей стратегии дальнейшей работы по проекту: направление в Комиссию итоговых аналитических материалов и предложений о перераспределении полномочий, наработанных в рабочих группах в ходе работы школы-семинара, а также в ходе последующей работы творческой группы проекта.
Построение российского аналога NPM предполагает также передачу некоторых вопросов местного значения - «в народ», что не требует изменения федерального или регионального законодательства и может быть самостоятельно осуществлено в каждом муниципальном образовании. Однако необходимо, чтобы передаваемые «в народ» вопросы местного значения кто-либо принимал. Поэтому, участники школы-семинара пришли к выводу, что обязательным условием внедрения NPM в этой части является наличие соответствующих институтов гражданского общества и бизнес-организаций, способных выполнять передаваемые «в народ» вопросы местного значения. При этом дискуссии показали, что вопрос этот требует соответствующего научного осмысления. В частности, необходимо
- обобщение опыта и существующей практики гражданских инициатив и организации бизнеса в тех вопросах местного значения, которые планируется передать «в народ»;
- разработка рекомендаций по развитию институтов гражданского общества и бизнес-организаций в данных направлениях жизнедеятельности муниципальных образований.
В частности, в сфере «Образования» такими институтами могут быть: ассоциации учителей предметников; попечительские советы в школах; советы по образованию при органах местного самоуправления; организации, предоставляющие консалтинговые, бухгалтерские, аудиторские и др. виды услуг, необходимых для эффективной работы образовательных учреждений; научные центры; кадровые агентства и т.д. Над этими вопросами работает в настоящее время творческая группа проекта. По мере их готовности, материалы будут направляться в муниципальные образования сети для апробации и внедрения.
В ходе работы школы-семинара обсуждался вопрос о создании в Дальневосточном федеральном округе экспериментальной сети муниципальных образований, которые заинтересовались идеями NPM и которые готовы участвовать в построении российского аналога NPM внедрять их в своих муниципальных образованиях.
Ниже публикуются материалы школы-семинара.