NPM и поддержка предпринимательства в России
NPM и поддержка предпринимательства в России
В работе секции «Предпринимательство» приняли участие депутаты и специалисты органов местного самоуправления Дальневосточного федерального округа, а также группа предпринимателей Еврейской автономной области. Участники секции с позиции принципа субсидиарности проанализировали федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в части компетенции Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В результате были получены следующие выводы.
Государственная поддержка предпринимательства в России осуществляется федеральными и региональными (субъекта федерации) органами государственной власти, компетенция между которыми разграничена ст.2 ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». При этом, в соответствии со ст. 4 Закона, муниципальные образования также наделяются компетенцией по исполнению государственных полномочий в данной сфере. Содержательный анализ рассматриваемого закона позволил также выявить много предметов ведения и полномочий в сфере предпринимательства, которые остались не разграниченными. Таким образом, предпринимательство является предметом совместного ведения РФ, субъектов РФ и муниципальных образований страны.
Количественный анализ компетенции трех уровней власти дает следующий результат: 22 компетенций у федеральной власти (ст.2,5-10,14), 10 - у власти субъекта РФ (ст.2,4,6-9,11,15,17), 6 - у органов местного самоуправления (МСУ) (ст.4,7,8,12,13). Это наглядно демонстрирует тенденцию в разграничении компетенции между разными уровнями власти, а именно минимум компетенции - на уровне местного сообщества и максимум - на уровне государственной власти. Результаты проведенного анализа можно представить в виде формулы
22Ф+10С+6М+14СВ(7ФСМ+7ФС), (1)
Здесь: Ф - полномочия федерального уровня; С - полномочия уровня субъекта Российской Федерации; М - полномочия уровня местного самоуправления; СВ - полномочия совместного ведения; ФСМ - полномочия федерального уровня, уровня субъекта РФ и местного самоуправления; ФС - полномочия федерального уровня и уровня субъекта РФ.
В ходе работы секции был предложен другой вариант перераспределения полномочий по уровням власти. Поэтому формула (1) приняла иной вид
19Ф+9С+6М+14СВ (7ФСМ+7ФС).
Реализация данного предложения позволяет несколько повысить значимость уровня местного самоуправления. При этом государственное управление сохраняет свои позиции. Вместе с тем, следует признать, что существующая в настоящее время модель государственной поддержки предпринимательства не в полной мере соответствует принципу субсидиарности, поскольку максимальное количество функций закреплено за органами государственной власти, а минимальное - за местным самоуправлением (МСУ). При этом, функции, оставшиеся в местном самоуправлении, не могут быть инструментом решения специфических местных проблем, поскольку представляют собой лишь полномочия по реализации единой государственной политики. Более того, законодатель лишил муниципальные образования даже права участия в формировании государственной политики. Очевидно, что в этом случае органы МСУ не имеют возможности использовать систему поддержки малого предпринимательства в качестве инструмента своей политики, направленной на решение особых специфических проблем местных сообществ. В результате были сделаны следующие выводы.
Во-первых, требуется ещё раз вернуться к самой концепции государственной поддержки предпринимательства, которая, по мнению участников секции, устарела и нуждается в корректировке.
Во-вторых, в связи с провозглашением идеи «субсидиарного государства» по-новому должны быть разграничены полномочия по поддержке предпринимательства между уровня публичной власти.
В-третьих, следует внести дополнения в действующее в данной сфере законодательство. В частности, были предложены следующие дополнения и изменения в Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства»
1) Ст.3. Субъекты малого предпринимательства
В п.1. рассматриваемой статьи необходимо к субъектам малого предпринимательства также отнести фермерские хозяйства и некоммерческие организации, прежде всего потребительские кооперативы; численность работников в сельскохозяйственных малых предприятиях должно быть увеличено с 60 до 100 человек.
2) Ст.7. Государственная программа поддержки малого предпринимательства
В п.1. рассматриваемой статьи необходимо внести следующие изменения: поддержка малого предпринимательства должна осуществляться на конкурсной основе, после прохождения независимой общественной экспертизы. Органы государственной власти и местного самоуправления разрабатывают для этих целей соответствующее положение.
В п.2. Участники рабочей группы считают целесообразным провести анализ действующего законодательства и выработать предложения по совершенствованию представленных здесь «основных положений».
3) Ст.12. Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства
Данную статью следует дополнить пунктом 3, в котором пояснить особенности ее применения в связи с отсутствием в настоящее время законодательной базы для организации и функционирования обществ взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства.
4) Ст.13. Страхование субъектов малого предпринимательства
В этой статье должен быть применен ваучерный механизм страхования субъектов малого предпринимательства.
5) Ст.14. Участие субъектов малого предпринимательства в производстве продукции и товаров (услуг) для государственных нужд
Члены рабочей группы считают необходимым уточнить понятие «государственные нужды», представив его в редакции: «государственные нужды: федерального центра и субъектов Российской Федерации».
6) Ст.15. Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства
Пункт 1 статьи предлагается представить в следующей редакции: «Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют меры по расширению участия субъектов малого предпринимательства в экспортно-импортных операциях, а также осуществляют меры по участию этих субъектов в реализации программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности, содействию их участия в международных выставках и ярмарках».
7) Ст.16. Поддержка субъектов малого предпринимательства в информационной сфере
Участники рабочей группы считают необходимым ввести в п.1. статьи понятие «Открытый доступ» к информации, а в п.2 уточнить понятие «Льгота».