680000, г. Хабаровск,
ул. Запарина, д. 30, оф. 120,
тел/факс (4212) 21-44-98

npolichka@mail.ru, dvncms@gmail.com

Теория и практика разграничения предметов ведения и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Теория и практика разграничения  предметов ведения и полномочий
по предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации

     В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 3 апреля 2001г. Президент России  В.В.Путин сказал,  

     +.обязательным условием успеха стратегических преобразований является наведение порядка в отношениях между федеральными и региональными органами власти; отсутствие четкого разграничения полномочий, а также работоспособного механизма взаимодействия между уровнями власти приводит нас к большим   экономическим и социальным потерям.

Первая задача - это определение конкретных, четких полномочий  центра и субъектов Федерации  в рамках их совместной компетенции. Это - разграничение федеральными законами +. предметов ведения и полномочий между федеральным центром и региональным уровнем управления. Сегодня это потенциально конфликтное поле следует минимизировать, точно определив, где должны быть полномочия федеральных органов, а где - субъектов Федерации. Иначе эта ситуация будет порождать новые споры, будет использоваться противниками курса на укрепление Федерации.  

Теория задачи

     Пусть есть некоторый объект, которым будут управлять (регулировать) два субъекта. Для построения системы управления этим объектом необходимо выполнить следующие  действия:

     -определить цели, задачи и функции управления данным объектом (полномочия, компетенция по данному объекту), что в целом должно определять алгоритм действий по управлению данным объектом,

     -определить принцип (критерий), на основе которого данный алгоритм  будет разграничиваться  между двумя субъектами управления,

     -разграничить (продифференцировать) алгоритм, на основе заданного принципа (критерия),

          -разработать интеграционный механизм, с помощью которого работа двух субъектов будет объединяться в одно целое (в управлении все законы парные, если была дифференциация, то должна быть и интеграция).   

Практика задачи

     В статье 72 Конституции РФ определены предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ, которые сгруппированы в 14 блоков, содержащих ~ 37 предметов ведения. Для построения систем управления (правового регулирования) этими предметами ведения принимаются  федеральные законы.

Проблемы:

     1. По состоянию на октябрь 2000 года их 297(!) федеральных законов  наделяющих полномочиями (компетенцией)  субъекты РФ (либо ограничивающие права субъектов РФ) по некоторым предметам ведения. Вместе с тем по достаточно большому количеству предметов совместного ведения федеральные законы ещё не приняты.

     2. Принятые федеральные законы не содержат целей, задач и функций государства в целом (федеральных и региональных органов государственной власти), в связи с чем проверить правильность проведенного разграничения не представляется возможным. При этом,  сумма полномочий  (компетенций), определенных  для РФ и субъектов РФ, очевидно, не составляет полного алгоритма управления предметом совместного ведения, поскольку в данных законах, как правило, определены ещё и полномочия (компетенция) органов местного самоуправления по данному предмету совместного ведения.   

     3. Способы наделения субъектов РФ полномочиями по предметам ведения (формулировки в законах) отличаются большим разнообразием, что не всегда позволяет четко и однозначно сформулировать полномочие (компетенцию) субъекта РФ по предмету совместного ведения.

     4. Для реализации своих полномочий по предметам совместного ведения субъект РФ должен как минимум их знать (иметь перечень полномочий). Однако, ни в одном дальневосточном субъекте РФ (да и в целом в России по данным А.А.Барганджия)  в органах государственной власти  не проведен анализ федерального законодательства на предмет выявления в нем перечня полномочий (компетенции),  переданных на исполнение в субъект РФ по предметам совместного ведения. В результате огромное количество полномочий по предметам совместного ведения не исполняются (не приняты к исполнению), несмотря на наличие федеральных  законов.

     5. Многие федеральные законы по предметам совместного ведения наделяют полномочиями в целом субъект РФ. В этом случае  для реализации данных полномочий по предмету совместного ведения  в регионе требуется сначала принятие  регионального закона, разграничивающего полномочия между законодательным и исполнительным органами власти субъекта РФ. Однако, в субъектах РФ фактически отсутствует (за исключением единичных случаев) практика принятия региональных законов по разграничению компетенции между законодательным и исполнительным органами власти субъекта РФ по предметам совместного ведения.  

     6. Федеральные законы не содержат интеграционных механизмов (механизмов взаимодействия)  между РФ и субъектов РФ  по совместному управлению (правовому регулированию) предметов совместного ведения, что противоречит законам управления.