680000, г. Хабаровск,
ул. Запарина, д. 30, оф. 120,
тел/факс (4212) 21-44-98

npolichka@mail.ru, dvncms@gmail.com

Развитие территориального общественного самоуправления в г.Благовещенске

Т.Воробьева,
Генеральный директор
Дальневосточной ассоциации
управления проектами «АМУРНЕТ»
г. Благовещенск, ул. Ленина, 108/2, каб. 208.
Тел./факс (4162) 42-77-83. E-mail: daup@tsl.ru

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Развитие территориального общественного самоуправления
в г. Благовещенске

     Местное самоуправление представляет собой целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы функционирования власти на местах. Это тот уровень управления, который наиболее приближен к населению, им формируется и ему непосредственно подконтролен. Рационально организованное местное самоуправление позволяет эффективно решать вопросы организации местной жизни и удовлетворять основные жизненные потребности населения, тем самым повышая доверие населения к власти.  Однако, в силу различных причин на деле не всегда и не везде так получается.

     Анализ результатов исследования «Местное самоуправление: проблемы становления», проведенного отделом социальных исследовании администрации Амурской области показал, что перед местным самоуправлением Амурской области стоит ряд крупных проблем.

     Главной проблемой является низкий уровень эффективности взаимоотношений между региональными и муниципальными властями и населением региона (местным сообществом). Взаимное недоверие отмечают 29,4 % опрошенных, низкую взаимную оценку - 27,9 % и вражду - 7,2 %. Это можно объяснить влиянием следующих факторов:

     1. Недостаточный уровень профессиональной квалификации административных работников - только треть из них подготовлены для работы в рыночных условиях, но и им недостает знаний (55,3 % - по праву, 30,0 % - по экономике, 21,3 % - по теории управления и прочее).

     Аппарат муниципальных служащих комплектуется из разных источников: 31,7 % получили опыт управленческой деятельности в органах современной администрации, 27,6 % - в прежних советских органах, 11,6 % - на ответственной хозяйственной работе в госсекторе, 10,4 % - на партийной работе (в КПСС). Большинство работников пользуются старым опытом управления, пытаясь приспособить его к новым условиям, что практически невозможно.

     Хотя в органах муниципальной службы и трудятся люди со средним - 2,6 %, средним специальным 18 % и высшим образованием - 77,5 %, однако соответствие профиля полученного образования сотрудников" муниципальных администраций выполняемым функциям не превышает 27 %.

     2. Низкий уровень гражданской активности населения.

     В качестве препятствия местного развития 26,5 % опрошенных отмечают пассивность населения. Только 16,6 % опрошенных считают, что население готово к самоуправлению, 36,1 % отметили неготовность населения, а 47,1 % затруднились с ответом.

     Социальное   качество   населения   опрошенными   оценивается   крайне неудовлетворительно - 50,1 % не видят перемен к лучшему, 16,6 % отмечают иждивенческие настроения населения, 15,1 % указывают на безразличность населения к общественным делам, 11,9 % отмечают невысокую компетентность населения и невысокий уровень знаний, и только 3,2 % отмечают высокую активность населения.

     3. Отсутствие единого информационного пространства между населением и органами власти.

     Взаимодействие между ними осуществляется устаревшими методами: 49,8 % - собрания и сходы граждан, 40,5 % - отчеты в прессе, 33,8 % - отчеты перед населением, 25 % - прямой теле- и радио-эфир и пр.

     Учитывая присущую властям и населению высокую степень инертности, рассчитывать на быстрое изменение социальной ситуации в регионе не приходится. Поэтому необходимы активные усилия, направленные на развитие принципов демократии в организации и самоорганизации местных сообществ. Особенно на уровне городов и районов. Такие действия должны носить комплексный характер, то есть включать в себя образовательные программы,  информационные акции, практические мероприятия, так и развитие, и внедрение научной базы местного самоуправления. Без этого ожидания заметных изменений к лучшему не оправдаются.

     С этой целью в 2001 году Дальневосточной Ассоциацией Управления Проектами «АМУРНЕТ» инициативно был разработан проект «Развитие ТОС в г. Благовещенске», который поддержан Фондом Евразия. Основной идеей проекта является развитие территориального общественного самоуправления (ТОС), других форм и моделей самоорганизации граждан для повышения эффективности партнерских отношений власти и населения местного сообщества на основе демократических принципов социальной рыночной экономики.

     В процессе реализации проекта предполагается решить следующие задачи:

     1. Сбор и распространение среди населения информации о формах и моделях самоорганизации населения, их возможностях, опыте, как отечественном, так и зарубежном, и перспективах развития.

     2. Организация обучающих мероприятий по программе «Основы развития местного самоуправления, форм и моделей самоорганизации населения в социальной рыночной экономике». Консультирование по возникающим вопросам.

     3. Организация разработки и обсуждения Положения о ТОС для г. Благовещенска в местных органах власти совместно с представителями ТОС и бизнеса.

     4. Апробация механизма общественных слушаний в представительном органе местного самоуправления.

     5. Разработка и подготовка методического обеспечения по вопросам самоорганизации населения.

     В настоящий момент команда проекта занимается аналитической работой, изучает различные формы и модели самоорганизации граждан, накапливает положительный отечественный и зарубежный опыт. Подготовлен к выпуску бюллетень «Согласие», в этом номере собрано много интересной и полезной информации о деятельности ТОС как в России, так и за рубежом. Готовится к выпуску учебно-методическое пособие «Управляем сами...», в котором будут изложены теоретические положения работы ТОСов и некоторые практические наработки.

     Семинары по теме: «Основы управления ТОС и другими моделями самоорганизации граждан», а их будет шесть в течение 2000 - 2001 учебного года  и другие мероприятия проекта будут проводиться в г. Благовещенске для жителей города и Амурской области. Но команда проекта не будет против участия представителей других регионов Дальнего Востока с оплатой проезда к нам и проживания, так как обучение и литература представляются участникам семинара бесплатно в рамках проекта, финансируемого за счет средств Агентства по Международному развитию США (USA ID) на основании договора о Гранте.

     Приглашаем к информационному обмену все организации, работающие по данной проблеме. Вы можете обратиться в офис Ассоциации и получить любую интересующую Вас информацию по адресу: г. Благовещенск, ул. Ленина, 108/2, каб. 208. Тел./факс (4162) 42-77-83. E-mail: daup@tsl.ru