680000, г. Хабаровск,
ул. Запарина, д. 30, оф. 120,
тел/факс (4212) 21-44-98

npolichka@mail.ru, dvncms@gmail.com

Совет по местному самоуправлению при Законодательном собрании Приморского края

В.Суров,
Секретарь Совета
по местному самоуправлению

СОВЕТ ПО МЕСТНОТМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ ПРИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ СОБРАНИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

     В третьей декаде сентября 2001 года группой специалистов комиссии полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе был проведен анализ деятельности администрации Законодательного Собрания Приморского края по выполнению Послания Президента Федеральному Собранию, Указа Президента "Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления и разграничению предметов ведения и полномочий между уровнями власти".

     В итоговом документе комиссии есть следующая запись в адрес Совета по местному самоуправлению при Законодательном Собрании Приморского края: "Как положительный следует оценить опыт организации Законодательным Собранием Приморского края Совета по местному самоуправлению. Анализ планов работы и протоколов заседания Совета показывает, что деятельность Совета направлена на решение насущных проблем всех муниципальных образований Приморского края. Это способствует развитию горизонтальных связей между муниципальными образованиями, а также становлению организационных механизмов в системе местного самоуправления края, способных самостоятельно и без вмешательства государственных органов власти решать свои проблемы. Кроме того, участие депутатов в работе Совета может рассматриваться как своеобразная система обучения и повышения квалификации, а также система обмена и обобщения опыта работы".

     К такой оценке мы шли три года, с 25 сентября 1998 года, когда депутаты, представители 33 муниципальных образований края решили объединить свои усилия в деле становления и развития местного самоуправления в Приморье, образовали Совет, утвердили положение о Совете, где записали десять основных направлений.

     Среди них - координация деятельности органов местного самоуправления, обеспечение взаимодействия органов государственной власти края и органов местного самоуправления, участие в разработке проектов законов Приморского края, региональных программ, затрагивающих интересы местного самоуправления Приморского края, обобщение и распространение опыта работы и другие.

     Свою работу начинали с чистого листа, с огромного желания работать во благо Приморья.

     Члены Совета решили организационные вопросы, приняли регламент работы. Наиболее значимые вопросы решили обсуждать на заседании Совета, который собирался один раз в квартал. Вопросы готовят члены Совета, объединенные в рабочую комиссию. По итогам обсуждения принимается решение, которое обязательно для членов Совета. Для тех, кто не участвовал в работе более трех заседаний без уважительной причины, ставится вопрос о выводе из состава.

     Для решения текущих вопросов, подготовки заседаний Совета образован президиум. В его состав вошли шесть руководителей представительных органов местного самоуправления, пользующихся авторитетом и доверием своих коллег, а также три руководителя Совета - председатель Законодательного Собрания Приморского края, его заместитель и секретарь Совета.

     За прошедшее время проведено 11 заседаний Совета и 18 заседаний президиума, на которых рассмотрено 71 и 112 вопросов соответственно. Вот некоторые из них:

     "О программе развития Приморского края на 1999 год";

     "О формах деятельности представительных органов местного самоуправления  Приморского края по контролю за выполнением собственных решений и оценке эффективности законодательных актов, принимаемых Думой Приморского края";

     "О работе Совета по местному самоуправлению при Думе Приморского края за прошедший год и задачи на 2000 год";

     "О роли органов местного самоуправления  в реализации инвестиционной политики муниципальных образований и поддержке предпринимательской деятельности на территории Приморского края";

     "О практике работы органов местного самоуправления  муниципальных образований Приморского края по реализации законов Приморского края и постановлений Думы по вопросам социальной политики";

     "О ходе подготовки к осенне-зимнему отопительному сезону               2001-2002 года и задачи органов местного самоуправления  по его прохождению";

     "О практике работы органов территориального общественного самоуправления в Приморском крае и задачи членов Совета";

     "О концепции региональной целевой программы "Развитие сельскохозяйственного производства Приморского края до 2010 года" и задачах местного самоуправления ";

     "О формах и методах работы представительных органов местного самоуправления  в Приморском крае по эффективности принимаемых решений и контролю за их исполнением".

     Пять раз заседания проходили в муниципальных образованиях Приморского края, где члены Совета наряду с обсуждением плановых вопросов имели возможность более предметно ознакомиться с работой органов местного самоуправления данной территории. Так, первое наше выездное заседание проходило в г.Уссурийске, где накоплен большой организационный опыт работы по всем направлениям деятельности Думы.

     В Находке, в преддверии 50-летия образования города, мы ознакомились с тем, как решаются социальные вопросы горожан, вопросы перспективного развития и обустройства территории.

     В городе Дальнереченске главной темой встречи стало изучение опыта работы администрации, муниципального комитета, служб жилищно-коммунального хозяйства по подготовке и прохождению отопительного сезона.

     В Спасском районе мы стали свидетелями эффективной работы сельскохозяйственного производства и тесного взаимодействия депутатов администрации района.

     В закрытом административно-территориальном образовании г.Большой Камень членами Совета были представлены программы: энерго-ресурсосбережения коммунального хозяйства; пути и методы реализации программы "Здоровые дети"; использование новейшего оборудования и медицинских технологий в обслуживании населения.

     Учитывая, что опыт работы собирается по крупицам, для его изучения и пропаганды мы используем возможности видеотехники. Так, при подготовке вопроса на седьмое заседание Совета "О роли органов местного самоуправления в реализации инвестиционной политики муниципальных образований и поддержке предпринимательской деятельности на территории Приморского края" мы отсняли видеоматериал в Кировском, Красноармейском, Черниговском районах. Подготовили 30-минутный фильм и в дополнение к докладу показали его членам Совета. Подтвердилась пословица "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".

     Это опыт не единственный. Мы использовали его при обсуждении вопроса об организации территориального общественного самоуправления в Приморском крае.

     Ежегодно мы организуем и проводим учебу работников аппаратов, депутатов, председателей постоянных комиссий, руководителей представительных органов местного самоуправления.

     В текущем году провели стажировку 17 вновь избранных руководителей представительных органов. Члены Совета для изучения опыта работы выезжали в Хабаровский край и Новосибирскую область.

     Наряду со стационарной учебой депутатов, руководителей постоянных комиссий, представительных органов хорошо зарекомендовала себя и выездная учеба. Последние мои поездки в муниципальные образования края с Рыбалкиным Ю.Г., председателем комитета Законодательного Собрания Приморского края, позволили поднять одну из самых насущных проблем сегодняшнего дня - реформу ЖКХ и роль органов местного самоуправления  в ее проведении. Около 60 процентов депутатов муниципальных образований края участвовали во встречах и получили ответы на интересующие вопросы.

     Наработанная практика подготовки и обсужден я вопросов на заседаниях Совета, кустовых совещаниях, учеба и стажировка вновь избранных руководителей позволяют использовать их в практической деятельности. Многие члены Совета весь объем знаний, полученных во время их проведения, доводят до депутатов, актива муниципального образования, организуют поездки специалистов, чтобы имеющийся опыт стал достоянием гласности как можно большего числа людей.

     Мы следуем нашему правилу: "Совет по местному самоуправлению не столько для членов Совета, сколько для депутатов муниципальных образований через членов Совета" и в этом наша сила.

     Проводимая нами работа только к концу третьего года работы Совета позволила приступить к анализу деятельности представительных органов местного самоуправления  Приморского края в целом.

     Для этого на 11 заседание Совета внесли вопрос "О формах и методах работы представительных органов местного самоуправления  Приморского края по эффективности принимаемых решений и контролю за их исполнением".  Образовали рабочую комиссию, которая подготовила доклад и проект решения.

     В ходе обсуждения определены тенденции развития представительных органов местного самоуправления  Приморского края, сильные и слабые стороны их работы. Удалось выяснить, почему одним работа дается, другие стоят на месте, найти возможные варианты решения проблем.

     По мнению членов Совета, в работе депутатского корпуса появилось больше самостоятельности.

     Опыт работы подтверждает, что добиваются успехов  представительные органы, где руководители избраны из состава депутатов, а на профессиональной постоянной основе работают один или несколько депутатов, руководитель аппарата или специалисты. Где для депутатов имеются соответствующие условия для проведения заседаний постоянных комиссий, представительного органа в целом, компьютерная и множительная техника, средства связи. По другому просто нельзя. Этого требует время.

     Выполнять исключительные полномочия, определенные федеральным законодательством только на общественных началах, это несерьезно.

     На эффективность влияет не только качественный состав депутатов, но и количественный. Там, где сформированы 3-5 полноценных постоянных комиссий, в составе которых 4-5 человек, принимаются хорошо проработанные документы, осуществляется качественный контроль за принятыми решениями. А если в представительном органе 5-7 депутатов?

     К сожалению, в крае семь представительных органов, численность которых составляет именно это количество.

     В деле повышения эффективности работы представительных органов особая роль принадлежит депутатам Законодательного Собрания Приморского края.

     Нам удалось сформировать группу депутатов, которые активно участвуют в работе Совета и всех его мероприятиях. А вот тесное взаимодействие депутатов Законодательного Собрания с депутатами муниципальных образований осуществляется не везде и недостаточно. Их участие в работе представительного органа является исключением, а не  правилом. Оживает связь между ними только в период избирательной кампании.

     Сегодня местное самоуправление испытывает большой дефицит  кадров, способных грамотно и эффективно вести нелегкую депутатскую работу. Лозунг "Кадры решают все" не устарел и для нас очень актуален.

     Без подготовки кадров, владеющих знаниями и навыками работы в органах местного самоуправления, эффективность работы мы вряд ли повысим. Это должно быть государственной политикой и осуществляться за счет средств краевого бюджета.

     Среди проблем, которые могли бы положительно влиять на работу органов местного самоуправления  Приморского края, но не влияют, я выделил бы две наиболее важные.

     Во-первых, в  Приморье отсутствует программа развития местного самоуправления, как того требует Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления  в Российской Федерации".

     Без этого документа органам местного самоуправления , членам Совета трудно ориентироваться на конечный результат. Как долго над ней будут работать и когда утвердят депутаты Законодательного Собрания нового состава выборы которых назначены на 9 декабря 2001 года, неизвестно.

     Во-вторых, за три пошедших года руководители представительных органов ни разу не могли собраться вместе с главами муниципальных образований, хотя мы неоднократно приглашали их принять участие в работе Совета. Предварительно согласие они давали, но поступала команда из администрации края, - не сметь - и они выполняли эту команду.

     С приходом новой администрации края в планах записано образовать координационно-экспертный Совет, объединяющий в одном органе руководителей представительной и исполнительной властей. Хочется верить, но как быстро Совет заработает, не может ответить никто.

     Это не ставит под сомнение существование Совета по местному самоуправлению при Законодательном Собрании Приморского края. Он сохранится.

     Журналисты, освещающие работу Совета, часто задают вопросы, а есть ли перспектива общественного формирования. Мои коллеги из муниципальных образований отвечают - есть. На местах так много проблем, которые требуют коллективного осмысления, обсуждения, принятия решения, что говорить о целесообразности существования Совета не приходится. Хотя время требует вносить определенные изменения в работу Совета, и мы регулярно это делаем.

     На февраль 2002 года мы утвердили повестку дня 12 заседания "О работе Совета по местному самоуправлению при Законодательном Собрании Приморского края за прошедшие три года. Проблемы, тенденции и перспективы развития местного самоуправления  в Приморском крае".

     Мы планируем получить ответы на поставленные жизнью вопросы по развитию органов местного самоуправления  в Приморском крае, в Российской Федерации и роль Совета по местному самоуправлению в этом процессе.