680000, г. Хабаровск,
ул. Запарина, д. 30, оф. 120,
тел/факс (4212) 21-44-98

npolichka@mail.ru, dvncms@gmail.com

Подходы к решению проблем сельского хозяйства Еврейской автономной области в свете основных положений New Public Management

С.ХАНДУРИН
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФИЛИАЛА
РОССИЙСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Е.Попова.
Научный сотрудник
Института комплексного анализа
региональных проблем ДВО РАН,
Г. БИРОБИДЖАН

ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ЕВРЕЙСКОЙ
АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ ПОСРЕДСТВОМ
РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ NEW PUBLIC MANAGEMENT

     В настоящее время в мире интенсивно развивается новая модель управления обществом - NPM (New Public Management). Основными элементами концепции NPM являются: стройное государство, разграничение уровней принятия решений, стройное управление, понимание функции государства как поставщика услуг, ориентация на потребителя услуг, ориентация на конечный продукт, новая модель административного управления. При этом базовым принципом построения данной модели публичной власти является принцип субсидиарности.

     С недавних пор идея построения субсидиарного государства появилась и в стратегических документах российского Правительства. Вместо патерналистского государства  или приватизации социальных функций (радикального либерализма) предлагается переход к модели  «субсидиарного» государства, которое обеспечивает социальные гарантии в той мере, в которой общество не может этого сделать самостоятельно.  Это, в свою очередь, предполагает реализацию концепции  «стройного государства» в каждой сфере деятельности публичной власти.  

     В основе концепция «Стройное государство» лежат два системообразующих положения: государство берет на себя те функции, которые не могут быть выполнены обществом самостоятельно;

     - закрепление функций за определенным уровнем власти происходит по принципу субсидиарности.

     Последнее означает, что при решении задачи о разграничении предметов ведения и полномочий между разными уровнями власти, передача властных полномочий осуществляется снизу вверх, то есть от местных сообществ на уровень регионов, а затем на федеральный уровень. При этом на уровень региона передаются только те функции, которые не могут быть выполнены на местном (муниципальном) уровне, а на уровень федерации передаются только те задачи (функции), которые не могут быть выполнены в регионе. В этом случае большинство властных полномочий остаётся на местном уровне и количество их при движении вверх по уровням власти всё время уменьшается. Графически такая пирамида властных полномочий может выглядеть следующим образом

 Федеральный уровень

     

 Уровень субъекта федерации

     

 Муниципальный уровень         

                                                                                                                                                                                                                                                              (Рис. 1)

     В этой связи необходимо подчеркнуть, что при Советской власти и в постсоветский период новой России указанная пирамида  имеет следующий вид.

Федеральный уровень

     

 Уровень субъекта федерации

     

 Муниципальный уровень         

(Рис. 2)

При этом:

     федерация: разрабатывает и осуществляет федеральную политику;

     субъект федерации:

     - осуществляет федеральную политику;

     - определяет и осуществляет политику субъекта РФ.

     Что же касается муниципальных образований, то они лишь осуществляют государственную (федеральную и субъекта РФ) политику, например, в сфере экономического развития, не обладая при этом полномочиями по формированию собственной муниципальной политики, направленной на удовлетворения особых специфических экономических потребностей местных сообществ

     В тоже время следует признать, что социально-экономические процессы, происходящие в современном российском обществе, приводят к необходимости представителей всех уровней власти обращаться к использованию принципа субсидиарности.  В частности, с этой целью была создана Комиссия при полномочном представителе Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе (ДВФО) по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Она действовала с сентября 2001 года по январь 2002 года. В рамках ее деятельности специальной рабочей группой рассматривались вопросы экономического развития. Особое внимание там было уделено изучению проблем сельскохозяйственного производства, в рамках которых важное место занимало рассмотрение путей реализации Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации».  В этой работе были заняты специалисты «Даль НИИ экономики, организации и планирования АПК», Дальневосточной ассоциации кооперативного движения, представители муниципальных образований ДВФО. Наибольшую значимость в этой части имели материалы, представленные специалистами из Еврейской автономной области (ЕАО). Эти предложения вырабатывались в процессе их участия в школе-семинаре «NPM на российском Дальнем Востоке” (Биробиджан, октябрь 2001 г.) или направлялись непосредственно в комиссию.

     Интерес представителей ЕАО к данной проблеме был вызван следующими обстоятельствами. Экономическая реформа сельского хозяйства, в частности в ЕАО, привела к резкому снижению производства и возрастанию импорта животноводческой продукции. Анализ состояния животноводства в области, позволил сделать вывод о том, что центр тяжести по производству животноводческой продукции переместился в сферу трудового хозяйства, включающую в себя: индивидуальную трудовую деятельность, ремесленные и кустарные мастерские, домашнее хозяйство, фермерское хозяйство, трудовые общины и все виды кооперативов. В данном случае фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства (индивидуальная трудовая деятельность в сфере сельскохозяйственного производства) производят около 65 % животноводческой продукции: мясо - 75 %, молоко - 70 %, яйцо - 66 %). В связи с этим, встал вопрос "О перспективах развития животноводства в рамках системы трудового хозяйства. Нами была проведена исследования в этой области. Метод исследования заключался в проведении анкетирования личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств по вопросам: ведения животноводства, состояния кормовой базы, реализации животноводческой продукции, оказания зоотехнической и ветеринарной помощи, а так же о содействия органов местного самоуправления населению  по вопросам ведения и перспективы развития животноводства.

     Результаты анкетирования показали, что представители системы трудового хозяйства заинтересованы в повышении производства животноводческой продукции, однако нуждается в помощи по решению вопросов обеспечения: разнообразными кормами, молодняком высокопродуктивных пород, зоотехнической помощи, а так же в реализации животноводческой продукции и  в финансовой поддержке. В большинстве случаев главы сельских административно-территориальных единиц (органов местного самоуправления), так же проявили большой интерес и готовы сотрудничать с Институтом комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН. В первую очередь их интересует взаимодействие в вопросах организации на селе, принадлежащих фермерам и главам личных подсобных хозяйств, кооперативов по переработке и сбыту  животноводческой продукции, а также производительно-подсобных кооперативов в сфере создания кормовой базы. В связи с этим стороны пришли к необходимости поддержки кооперативного движения в вопросах:   материально-технического, финансового, правового обеспечения, а также по ряду других позиций. Это условие требуется выполнить хотя бы на первом этапе кооперативной деятельности, в том числе и за счет выделения целевых кредитов на лизинговой основе. Опыт работы организаций системы трудового хозяйства (в стране и за рубежом) показывает, что при их тесном сотрудничестве с органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов РФ и федеральными органами государственной власти такие организации успешно функционируют и решают вопросы увеличения объемов и повышения качества производства продуктов питания.

     Следует признать, что в ЕАО, к сожалению, в настоящее время не существует ни таких кооперативов, ни, естественно, их союзов и ассоциаций, включая областное объединение. Оно могло бы соединить усилия представителей системы трудового хозяйства в вопросах ведения животноводства и оказания им необходимой помощи в обеспечении полноценными кормами, в приобретении элитного молодняка, в переработке и реализации продукции. Поэтому, в целях содействия развития системы трудового хозяйства необходимо организовать сеть кооперативов, их ассоциаций и объединение таких сообществ в рамках ЕАО, которые бы осуществляли содействие развитию животноводства, оказывали крестьянам практическую и методическую помощь в решении выше названных проблем.

     Указанное объединение должно быть, некоммерческой, хозрасчетной организацией, созданной на добровольных началах. Ее членами могут быть как физические, так и юридические лица, по преимуществу действующие в рамках системы трудового хозяйства. Участие в объединении базируется на оформлении договорных отношений.

     Оно обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с Уставом, принятым общим собранием, и как юридическое лицо будет иметь право открывать расчетные счета в банке, и в пределах своих полномочий решать организационные вопросы.

     Основная цель создания объединения - повышение эффективности производства основных видов животноводческой продукции в сфере трудового хозяйства. В задачи объединения входят: предоставление практической помощи его членам: по внедрению интенсивных технологий производства продукции; пропаганде достижений науки и передового опыта; обеспечению членов объединения племенным и товарным молодняком животных и птицы, а также семенами кормовых, овощных, зерновых и технических культур; улучшению селекции семян, племенного дела; заключению договоров и контрактов по переработке сельскохозяйственной продукции, а также ее реализации по установленным ценам и получению материально-технических ресурсов; финансовой поддержке. Предусматривается, что кооператоры могут оказывать помощь в решении этих задач и другим лицам.

     Создание такого объединения позволит наладить более тесную связь между коллективным и индивидуальным хозяйством, и обеспечит плодотворное сотрудничество двух форм собственности, что в конечном результате приведет к повышению производства продукции животноводства и обеспечении продуктами питания животного происхождения населения области. Залогом успеха в этом начинании служит история становления и развития ЕАО. Дело в том, что она во многом связана с деятельностью, ремесленных и кустарных мастерских, трудовых общин, созданных по типу израильских киббуцев, «ИКОР» и «Амурзет», а также колхоза «Валдгейм». Вместе с тем, такое положение дел позволит укрепить позиции муниципального уровня власти, что соответствует принципу субсидиарности и положениям New Public Management на российском Дальнем Востоке.