680000, г. Хабаровск,
ул. Запарина, д. 30, оф. 120,
тел/факс (4212) 21-44-98

npolichka@mail.ru, dvncms@gmail.com

Пути применения современных информационных технологий при реализации концепции NPM

П.ЦУКАНОВ
МЕНЕДЖЕР ПТ «ИНФОРМИКС»,
Г. БИРОБИДЖАН

С.ЖЕРДЕВ
ЧЛЕН ПРАВЛЕНИЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ АССОЦИАЦИИ
КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ

ПУТИ ПРИМЕНЕНИЯ
СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
при реализации концепции NPM

     В последнее время, все большей популярностью пользуется

     концепция управления - New Public Management (NPM). Она основывается на использовании новых подходов к деятельности муниципальных образований, главный из которых - предоставление услуг населению. Поэтому данная статья посвящена одному из важнейших вопросов участия населения в местном самоуправлении - обеспечению его необходимыми средствами информационных технологий.

     В связи с этим важно отметить, что NPM предъявляет к современным муниципальным образованиям следующие требования:

  • открытость органов управления;
  • возможность самоорганизации  жителей муниципального образования;
  • предоставление населению средств, достаточных для  влияния на принятие управленческих решений;
  • возможность выбора населением поставщиков предоставляемых услуг.

     Они, в свою очередь, являются и одними из основных целей, к которым должно стремиться местное самоуправление. Для их достижения необходимо решить ряд задач, требующих особого внимания со стороны общественности и местной власти:

  • организовать свободный доступ населения к информации о работе органов местного самоуправления;
  • предоставить жителям условия (в виде специально оборудованных мест) для  обсуждения интересующих их вопросов о работе властных структур;
  • повысить политическую и социальную активность граждан;
  • реорганизовать систему управления муниципальным образованием, посредством использования новых информационных технологий.

     Очевидно, что решение перечисленных задач позволит населению активно участвовать в управлении муниципальным образованием. В свою очередь, это будет способствовать преодолению многих проблем, стоящих перед местными сообществами.

     В настоящее время,  жители городов и поселков получают информацию о работе органов местного самоуправления с помощью печатных и электронных СМИ, а также в процессе общения в социальных группах. Это приводит к не структурированности информации и предоставлению ее в ограниченном объеме. Как следствие, здесь отсутствует возможность разностороннего анализа текущего состояния дел. Поэтому,  организация свободного доступа населения к информации о работе властных структур (Задача 1)  способна изменить создавшееся положение к лучшему.

     Сегодня, граждане в основном обмениваются мнениями о делах местного сообщества в кругу семьи, с соседями, знакомыми и незнакомыми людьми во дворе, в транспорте, в очередях, во время народных гуляний, иногда на собраниях, и т.п. При этом, как правило, имеется небольшое количество участников обсуждения. Одна из главных причин такого положения дел состоит в том, что зачастую люди не уверены в сохранении анонимности при высказывании своего мнения по наболевшим вопросам. В результате, может возникнуть искажение реальной картины о позиции населения по имеющимся проблемам. Это, в свою очередь, ставит на повестку дня  задачу(2) предоставления населению места для  обсуждения интересующих их вопросов.

     Следует признать, что сегодня, жители городов, сел, поселков и т.д., в  своей массе не выражают активности из-за отсутствия  у них реальных рычагов влияния на управление муниципальным образованием. Кроме того, эти граждане не надеются увидеть реальной отдачи от своего участия в данном процессе. Наконец, общественная пассивность также объясняется практикой принятия различных мер со стороны властей в отношении наиболее активных представителей местного сообщества. В тоже время, решение задачи(3) повышения политической  и социальной активности населения является залогом осуществления местного самоуправления.

     Решение первых трех задач невозможно без рассмотрения четвертой. А именно,  совершенствования системы управления муниципальным образованием, посредством внедрения новых информационных технологий. Очевидно, что эта система, по большей части, реализует функции государственной власти и тяготеет к местному управлению, предусматривающему «продление властной вертикали» до уровня поселений. Поэтому  его основные черты - это:

     -     большой управленческий аппарат;

     -     преобладание документооборота на бумажных носителях;

     -     нечеткая формализация функций, приводящая к их дублированию и другим проблемам.

     Далее следует выбрать инструментарий для решения поставленных задач и достижения намеченных целей. Он должен быть простым и доступным. В качестве такового, на наш взгляд, может быть представлена новая информационная среда, сформированная на основе Internet - технологий. Данное решение продиктовано тем, что Internet - современная, наиболее доступная и наименее затратная сеть, основанная на применении открытых стандартов. Уже сейчас она позволяет людям во всем мире свободно общаться, получать любую доступную информацию и главное решать множество разнообразных задач. Рассмотрим, как это можно сделать применительно к нашему случаю.

     Решение первой задачи не представляется сложным, так как доступ к необходимым сведениям в Internet осуществляется из любой точки земного шара. Информация там представляется в удобном структурированном виде и в полном объеме. Кроме того, имеется возможность поиска с помощью множества  альтернативных источников.

     Работа со второй задачей предусматривает рассмотрение вопросов на электронных конференциях, во время опросов и др. Вместе с тем, граждане имеют возможность знакомиться с работой органов местного самоуправления, исследуя их официальные сайты. Для этого они могут воспользоваться услугами Internet - кафе и персональных линий, соединенных с их собственными компьютерами. С целью повышения доступности такого рода связи, целесообразно создавать локальные сети пользователей, действующие по принципу потребительских кооперативов. Это приведет к уменьшению затрат граждан на оплату услуг Internet - провайдеров. Главные достоинства такого подхода: учет точек зрения большого числа людей, в том числе проживающих в других муниципальных образованиях. Кроме того, обсуждение можно организовать в реальном времени и сохранить анонимность участников.

     Принятие решений на основе мнения населения, позволит повысить его активность и, тем самым, найти ответ на вопросы, стоящие в третьей задаче.  

     В тоже время, применение открытых Internet - технологий приведет к  эффективной реализации управленческих функций (задача 4) за счет систематизации и ускорения их выполнения. При этом увеличение электронного документооборота снизит объем материалов на бумажных носителях, и будет способствовать введению в оптимальный режим работу структур органов местного самоуправления. С целью достижения указанных результатов необходимо провести ряд организационных мероприятий:

     -     внести изменения и дополнения в уставы муниципальных образований;

     -     принять нормативные акты, регламентирующие вопросы электронного

     документооборота (образцы нормативных актов разработаны авторами  и могут быть представлены заинтересованным организациям);

     -     узаконить права собственности на информационные ресурсы и т.д.

     Вместе с тем, внедрение Internet - технологий не отрицает полностью старые и испытанные методы управления. Главная задача - научится оптимально сочетать старое и новое. Основные трудности и препятствия для создания и внедрения соответствующей информационной среды в Дальневосточном федеральном округе (ДВФО) заключаются в следующих, присущих ему,  особенностях:

     

  • Слабое развитие региональной информационной и телекоммуникационной  инфраструктур;    &n
  • Недостаток квалифицированных кадров на местах, а также не развитая инфраструктура для их подготовки;    &n
  • Высокие тарифы за пользование населением первоочередными услугами;    &n
  • Низкий уровень доходов жителей муниципальных образований;    &n
  • Дотационность большинства территорий ДВФО;    &n
  • Наличие значительных и слабо освоенных территорий;    &n
  • Малая плотность населения;    &n
  • Большая отдаленность от политических, финансово-экономических, культурных и иных центров.

     В качестве позитивных факторов можно привести:

     -     выгодное географическое положение, в виду его близости к основным производителям высокотехнологичного оборудования: Китаю, Тайваню, Южной Кореи, Японии и т.д.;

     -     ДВФО богат природными ресурсами, освоение которых требует

     колоссальных капиталовложений.

     Очевидно, что негативные факторы здесь преобладают над позитивными. Поэтому, без внедрения новой и более эффективной системы управления территориями, на всех уровнях власти, не представляется возможным существенно изменить сложившуюся ситуацию. Очевидно, что озабоченность этой проблемой имеется на всех уровнях управления: федеральном, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Например, в правительстве РФ в настоящее время идет обсуждение федеральной целевой программы «Электронная Россия на 2002-2010 годы», разработанной по его заказу. В октябре 2001 года в Еврейской автономной области (ЕАО) совместными усилиями аппарата Полномочного представительства Президента РФ в ДВФО, Правительства ЕАО, мэрии г. Биробиджана, других структур и организаций была проведена школа-семинар «New Public Management на российском Дальнем Востоке”. Представители муниципальных образований ДВФО, ученые, специалисты, руководители НКО и общественных объединений, прибывшие для работы в школе-семинаре, участвовали в заседании Межведомственной комиссии по поддержке развития местного самоуправления при Полномочном представителе Президента РФ в ДВФО. Это события одного ряда, так как NPM во многом основывается на Internet - технологиях.

     По словам главы Министерства Экономического развития и торговли Германа Грефа, программой предусмотрена реализация в регионах «пилотных» проектов на основе конкурсного участия. Причем, в качестве приоритетных регионов рассматриваются Поволжский и Южный федеральные округа (ФО). В частности, Нижегородская область и Ставропольский край. Особого внимания здесь заслуживает тот факт, что эти проекты предполагается сделать в качестве типовых. По нашему убеждению, это может привести к негативным последствиям для ДВФО. Дело в том, что условия реализации программы в федеральных округах Европейской России разительно отличаются от аналогичных условий в нашем округе. Что же касается текущего состояния дел в сфере информатизации, то, по приведенным выше причинам, типовой проект, принятый для «западных» ФО, не может быть применим для российского Дальнего Востока. Поэтому необходимо предусмотреть реализацию «пилотных» проектов программы в субъектах РФ ДВФО.

     Кроме того, представляется важным обратить на это особое внимание органов государственной власти Российской Федерации. Восточные рубежи страны всегда были особым регионом, как в плане собственного развития, так и с точки зрения его поддержки со стороны федерального центра. Отказ от учета специфики этой территории может привести к тому, что ситуация достигнет критической точки после которой ДВФО настолько отстанет от других регионов страны, что возникшие изменения станут необратимыми.

     На основании изложенного нами были сделаны следующие выводы и предложения.

     1.     Ситуация в стране и регионе вызывает потребность обращения к новым информационным технологиям, применение которых будет способствовать реализации элементов концепции NPM в системе местного самоуправления в ДВФО и повышать ее эффективность.

     2.     Внедрение новых технологий ни в коей мере не отрицает старые испытанные методы. Главная задача научиться оптимально сочетать старое и новое.

     3.     Необходимо создать рабочую группу при полномочном представителе Президента в ДВФО для рассмотрения «пилотных» проектов федеральной целевой программы « Электронная Россия на 2002 - 2010 годы», применительно к условиям российского Дальнего Востока.

     В процессе реализации этих предложений можно будет использовать материалы, разработанные к настоящему времени в муниципальных образованиях ДВФО. Например:

     - Решение Думы г. Биробиджана № 249 от 24 декабря 1998 года «Об утверждении "Концепции развития системы информационного обеспечения органов местного самоуправления г. Биробиджана»;

     - Решение Думы г. Биробиджана № 250 от 24 декабря 1998 года «Об утверждении Положения "О муниципальных информационных ресурсах органов местного самоуправления г. Биробиджана».