680000, г. Хабаровск,
ул. Запарина, д. 30, оф. 120,
тел/факс (4212) 21-44-98

npolichka@mail.ru, dvncms@gmail.com

Значение потенциала населения в решении проблем здоровья на российском Дальнем Востоке

Г.ХАНДУРИНА
ЧЛЕН ПРАВЛЕНИЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ АССОЦИАЦИИ
КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ,
КАНДИДАТ МЕДИЦИНСКИХ НАУК

ЗНАЧЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА НАСЕЛЕНИЯ В РЕШЕНИИ
проблем здоровья на российском Дальнем Востоке

     Существующая модель публичной власти не в полной мере соответствует принципу субсидиарности. В связи с этим, во-первых, требуется создание принципиально иных программ по оздоровлению  населения, а во-вторых, следует выработать пути приобщения граждан к совершенствованию системы здравоохранения в стране и регионе.

     За последние 10 лет систему охраны здоровья охватил глубокий кризис. В период 1990-1994 гг. смертность населения увеличилась на 40%, а людей в трудоспособном возрасте - на 59%. С 1995 г. В 1999 году превышение умерших над родившимися составило 929,6 тыс. человек. Суммарный коэффициент рождаемости (число детей в среднем на одну женщину) снизился до 1,17. Ухудшились показатели ожидаемой продолжительности жизни: у мужчин - 59,8 (в 1998 году - 61,3) у женщин - 72,2 (в 1998 году - 72,9). В 2000 году  увеличилась заболеваемость туберкулезом, инфекционными болезнями, кроветворных органов, мочеполовой системы, росло число эндокринных заболеваний.

     Происходящие в стране социально-экономические преобразования сопровождаются обострением проблемы охраны психического здоровья населения. Все большее значение приобретают социальные аспекты возникновения, распространения и последствий психических расстройств. Основными причинами их роста, по мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), являются следующие: возрастание плотности населения; урбанизация; разрушение природной среды; усложнение производственных и образовательных технологий; лавинообразно нарастающий информационный прессинг; рост чрезвычайных ситуаций; ухудшение физического, в том числе репродуктивного здоровья; рост числа травм головного мозга и родовых травм; постарение населения. Воздействие на психическое здоровье оказывают социально-культурные особенности, включающие ослабление семейных и родственных связей и взаимопомощи, все возрастающее у индивидуумов чувство отчужденности от государственной власти и системы управления, увеличивающиеся материальные запросы потребительски настроенного общества, быстрое изменение социальной и географической мобильности. Смена ценностей и идеологических представлений, межнациональные конфликты, а также природные и техногенные катастрофы, ломка жизненных стереотипов членов общества, порождают у них стрессы, фрустрацию, тревогу, чувство неуверенности, депрессию. В результате, с 1991 года в России значительно возросло общее число психически больных (без наркологических) - с 3,51 млн. до 3,97 млн., а интенсивный показатель - с 2266,8 до 2729,4 на 100 тыс. чел. (на 15,3%). Показатель первичной заболеваемости всеми психическими расстройствами вырос за 1991 - 2001 гг. с 259,0 до 373,6 на 100 тыс. чел. (на 44,2%), значительно выросла заболеваемость психозами и состояниями слабоумия - на 47,1%, шизофренией - на 25,5%, непсихотическими психическими расстройствами - на 45,7%.

     По имеющимся данным, от 20% до 60% представителей различных отраслей промышленности и сельского хозяйства страдают разной степенью выраженности психическими расстройствами, требующими оздоровительных и лечебных мероприятий. Однако большинство их остается вне поля деятельности специалистов.    

     Отсюда следует, что здравоохранение стало фактором безопасности страны. Такое положение в первую очередь характерно для Дальневосточного федерального округа (ДВФО). Преодолению этого призвано способствовать внедрение New Publik Managment (NPM)  в систему местного самоуправления (МСУ), ориентированной на использование потенциала населения, создания условий для конкуренции, большей бережливости и дисциплины.

     По данным Всемирной Организации Здравоохранения среди  факторов, определяющих здоровье населения, влияние уровня медицинского обслуживания составляет лишь 10%, в то время как окружающей среды - 20%, наследственности - 20%, а образа жизни - 50%.

Для преодоления создавшегося положения возникла необходимость на государственном уровне решить проблему создания новых программ по повышения жизнеспособности населения и выявилась важность его приобщения к совершенствованию системы здравоохранения в стране и регионе. Очевидно, что федеральный центр осознает проблему разработки программ охраны здоровья. В качестве одного из примеров можно привести инициативу Правительства РФ по созданию системы медико-социального страхования (МСС). Она предусматривает: реформирование системы финансирования здравоохранения и социального страхования; усиление системы надзора и регулирования деятельности страховщиков в системе МСС; реструктуризацию сети лечебно-профилактических учреждений; усиление государственного регулирования платной медицинской помощи, оказываемой в государственных и муниципальных учреждениях; развитие системы лекарственного обеспечения; осуществление хозяйственной самостоятельности и расширение спектра организационно-правовых форм медицинских организаций. При этом наиболее перспективным направлением развития системы организаций здравоохранения считается преобразование государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений в некоммерческие организации (НКО), имеющие разных соучредителей, прежде всего в медицинские потребительские кооперативы. Они должны находиться в собственности и под управлением граждан, составляющих преимущественное число пациентов данных учреждений и (или) получающих там оздоровительные услуги. Для осуществления данного направления требуется приступить к выявлению и реализации таких путей оздоровления населения, которые напрямую не связаны с медицинским обслуживанием, но содействуют утверждению здорового образа жизни (создание здоровой среды жизнедеятельности населения, медико-психологическое обеспечение безопасности производственных процессов, включая безопасность движения транспортных средств, и многое другое). Кроме того, разрабатывается порядок формирования и обновления перечня важнейших лекарственных средств, преимущественно отечественного производства. Это позволяет снизить административные затраты; подчеркивает необходимость смещения приоритетов в сторону профилактики заболеваний, выявляет роль социальных условий в формировании уровня здоровья населения и определяет возможности местного МСУ в данной сфере. В частности, они могут в определенной мере ослабить воздействие на жителей муниципальных образований (МО) неблагоприятных социально-экономических и политических факторов, способных привести к массовой психоэмоциональной дизадаптации людей, чреватой тяжелыми последствиями для личности и общества.

     Однако, в настоящее время органы МСУ осуществляют здесь государственные (федеральную и субъекта РФ) функции, не обладая при этом полномочиями по формированию собственной муниципальной политики, направленной на удовлетворение особых специфических потребностей местных сообществ в указанной сфере. Очевидно, что в данном случае они не имеют возможности использовать систему здравоохранения в качестве инструмента социальной политики, направленной на решение проблем местных сообществ. Вместе с тем, исторический опыт показывает, что программы охраны здоровья могут эффективно использоваться как для предупреждения негативных социальных явлений в обществе, так и в борьбе с ними, а также для поддержки и развития позитивных процессов, протекающих в местных сообществах.

     На основании изложенного очевидно, что организация публичной власти здесь далека от модели субсидиарного государства. Выход из создавшегося положения видится в усилении роли ведомственной медицины и приобщении населения к совершенствованию системы здравоохранения.

     Как указывалось ранее, состояние здоровья населения, прежде всего, зависит от образа жизни граждан, а  затем от того на каком уровне находится охрана окружающей среды. Что же касается развития системы медицинского обслуживания, то ее вклад в решение рассматриваемой проблемы составляет лишь 10%. В этой связи появляется реальная возможность коренным образом изменить ситуацию в сфере здравоохранения в пользу МСУ.

     Для этого, целесообразно стимулировать развитие усилий хозяйствующих субъектов по охране здоровья своих работников и членов их семей за счет доходов предприятий и организаций. В СССР министерства и ведомства имели собственные медицинские учреждения. Они работали в леспромхозах, на пристанях, станциях и разъездах, в авиагородоках, а также в населенных пунктах, удаленных от административных центров. Такое положение дел позволяло МО обеспечивать медицинскими услугами местных жителей. К сожалению, за последние 10 лет данная структура во многом оказалась разрушенной, что негативно сказалось на общей ситуации по оздоровлению населения, прежде всего в  депрессивных районах ДВФО. Но и оставшиеся ее элементы показывает высокие результаты, позволяющие соперничать на благо пациентов со своими конкурентами не только субъектного, но и федерального уровня. К ним относятся медицинские учреждения железнодорожников, водников, золотоискательских артелей и другие. Представители государственной власти в настоящее время стараются упразднить ведомственную медицину, а ее потенциал использовать для усиления в данной сфере уровня субъектов РФ. Это, в свою очередь, неизбежно приведет к ослаблению органов МСУ и еще большей их зависимости от других уровней власти.

     В тоже время, обращение к указанным возможностям позволяет улучшить ситуацию в здравоохранении в пределах указанных выше 10%. Усилия МО в решении экологических проблем расширяют эти рамки в два раза. Здесь они могут опереться на деятельность клубов и НКО, использовать энергию молодежи, организованной в сообщества юных натуралистов и т.п.

     Но, очевидно, что решение рассматриваемой проблемы видится на путях изменения образа жизни граждан, на который приходится до половины негативных факторов. Работая в указанном направлении необходимо отметить, что при обсуждении проблем охраны здоровья в Российской Федерации, принято в качестве основной причины называть недостаток средств направляемых в медицинские учреждения. При этом предполагается, что после того как Россия станет богатой и процветающей страной данная проблема будет решена за счет развитой государственной системы здравоохранения и различных видов МСС, дополненных усилиями частнопрактикующих врачей, а также хозяйственных обществ, представленных в виде медицинских и вспомогательных учреждений. Поэтому нами приведен опыт использования потенциала населения для решения вопросов охраны здоровья в Японии. Ее жители являются ближайшими соседями дальневосточников, и она достигла положения, к которому в данное время стремится Россия, но получение там, выше указанных результатов, до сих пор не наблюдается.   

     

     В 1903 году, когда Россия около 10 лет была членом Международного кооперативного альянса (МКА), представители японской интеллигенции, используя материалы журнала «Вестник кооперации» из Санкт-Петербурга и другие издания МКА, выпустили брошюру «Беседы о потребительских кооперативах». В начале прошлого века в Японии свирепствовала ужасающая бедность, а система здравоохранения была в руках частнопрактикующих врачей и хозяйственных обществ. Они устанавливали непомерно высокие цены. Особенно страдали жители сельских, горных районов и рабочих окраин.

     В указанных условиях японское общество было вынуждено в кратчайшие сроки освоить кооперативную теорию и создать сеть медицинских организаций при союзах сельскохозяйственных и производственных кооперативов. В 1919 году начал работу первый медицинский кооператив, а в 30-е годы они появились повсеместно. В результате образовалась система, которая базировалась на домашнем хозяйстве традиционной японской семьи «трех поколений». В ее рамках достигались такие цели как: привитие подрастающему поколению трудовой морали, передача ему полезных знаний и навыков, организация взаимопомощи во время борьбы с болезнями, забота о детях, инвалидах и престарелых. Зачастую усилий родственников для реализации указанных целей оказывалось недостаточно, тогда в данный процесс включались, соседи, жители округи и другие люди. Такое положение дел способствовало созданию кооперативов и использованию их как инструмента снижения стоимости услуг при оказании сложной медицинской помощи. С другой стороны, поддержание здорового образа жизни, профилактика заболеваний, своевременное оказание первой медицинской помощи, добросовестный уход за больными и т.д. люди осуществляли в рамках такой организации системы трудового хозяйства как домашнее хозяйство.

     Данная система хорошо себя зарекомендовала во время второй мировой войны, в годы разрухи, оккупации и сохранилась до 60-х годов. В 1961 году государство учредило «Универсальную страховую систему», имеющую много общих черт, с ныне предлагаемой Правительством РФ, системой МСС. Она охватила все население Японии. В результате, в обществе произошли как позитивные, так и негативные изменения. Повысилось благосостояние граждан, увеличилась продолжительность их жизни. Одновременно изменились жизненные стандарты, образ жизни, общественные настроения, местные сообщества и многое другое. Это, в свою очередь, привело к появлению иных видов заболеваний. Инфекционные и острые болезни перестали быть причинами смертности. В тоже время гериатрические и хронические болезни стали преобладающими. Чтобы справиться с ситуацией люди были вынуждены учитывать собственные повседневные бытовые и профессиональные привычки, контролировать, а при необходимости и избавляться от них.

     В результате жители оказались наедине со своими проблемами, поскольку в медицинских учреждениях любой страны вопросы профилактики не играют значительной роли. Это происходит потому, что их хозяйственный механизм позволяет определять эффективность деятельности персонала, прежде всего, по числу поступивших и выписанных пациентов. Различие здесь в подходах между государственными (муниципальными) учреждениями и частнопрактикующими врачами (хозяйственными обществами, представленными в виде медицинских, фармацевтических и вспомогательных учреждений) состоит в том, что первые оперируют данными в натуральных показателях, а вторые в денежной форме. В тоже время экономический рост деформировал домашнее хозяйство как форму участия населения по поддержанию здорового образа жизни, профилактике заболеваний и т.д. Таким образом, общество столкнулось с серьезной медицинской проблемой. Кроме того, к 1991 году выяснилось, что даже такая богатая страна как Япония должна постоянно сокращать программы обязательного медико-социального страхования.

     В создавшихся условиях роль универсального инструмента играют медицинские кооперативы Японского союза потребительских кооперативов (ЯСПК). Они стали формой участия населения в укреплении собственного здоровья. Медицинский комитет ЯСПК следующим образом сформулировал принципы деятельности данных организаций системы трудового хозяйства.

1.     Это организации, занимающиеся состоянием здоровья и медицинским

обслуживанием, главным образом, здоровых людей.

2.     Кооператоры являются совладельцами, соуправляющими и

одновременно основными пользователями услуг данных организаций.

3.     Участие населения по поддержанию здорового образа жизни,

профилактике заболеваний, своевременному оказанию первой медицинской помощи, квалифицированному уходу за больными и т. д., в сложившихся условиях, вместо домашнего хозяйства обеспечивают первичные кооперативные организации «Ханы».

4.     ЯСПК создает и поддерживает такие учреждения здравоохранения,

которые гарантируют кооператорам равноправное положение в процессе медицинского обслуживания и оздоровительных мероприятий.

В настоящее время на средства граждан создано 117 союзов медицинских

кооперативов. Они вложили в развитие системы здравоохранения в МО около 200 миллиардов йен, а объем ежегодно оказываемых ими оздоровительных услуг составляет более 20 миллиардов йен.

     НА ОСНОВАНИИ ИЗЛОЖЕННОГО МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД О ТОМ, ЧТО УКАЗАННЫЕ В ДАННОЙ РАБОТЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЗНАЧИМОСТИ УРОВНЯ МСУ ПОЗВОЛЯЮТ РЕАЛЬНО УКРЕПИТЬ СИСТЕМУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СТРАНЕ И ПОСТАВИТЬ ЕЕ НА СЛУЖБУ НАСЕЛЕНИЮ