680000, г. Хабаровск,
ул. Запарина, д. 30, оф. 120,
тел/факс (4212) 21-44-98

npolichka@mail.ru, dvncms@gmail.com

II школа-семинар «Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке»

Дальневосточный научный центр местного самоуправления при участии
Аппарата полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе и Фонда Евразия

ВТОРАЯ ШКОЛА - СЕМИНАР
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ НА РОССИЙСКОМ ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

     С 6 по 13 сентября 2002 года на базе спортивно-оздоровительного лагеря «Отрада» под Находкой прошла II школа-семинар «Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке». Школы была организована Дальневосточным научным центром местного самоуправления в рамках проекта «Совершенствование нормотворческого процесса в муниципальных образованиях Дальневосточного федерального округа», который поддержан Дальневосточный научный центр местного самоуправления при финансовой поддержке Фонд Евразия. Кроме того, проект и школу-семинар поддержал Аппарат полномочного представителя Президента РФ в ДВФО.

     В работы школы приняли участие 48 человек из Приморья, Хабаровского края, Сахалинской и Амурской области и Еврейской автономной области. В качестве ведущих лекторов были приглашены специалисты Российской академии правосудия (г.Москва): Н.А. Власенко - д.ю.н., профессор, проректор по научной работе и В.М. Сырых - д.ю.н., профессор, руководитель отдела теории права, государства и судебной власти.

     Программа школы включала в себя лекции и практические занятия по следующим вопросам правотворческого процесса в муниципальных образованиях:

  • правотворчество как вид юридической деятельности,
  • нормативно-правовые акты органов местного самоуправления в системе нормативно-правовых актов Российской Федерации,
  • компетенция органов местного самоуправления в сфере правотворчества,
  • нормы права и нормативные предписания,
  • проектирование норм права,
  • критерии качества нормативных правовых актов органов местного самоуправления,
  • технология подготовки нормативных правовых актов органов местного самоуправления,
  • определение предмета правового регулирования и сферы действия проектируемого нормативного правового акта,
  • технология использования понятий и терминов при проектировании нормативных правовых актов органов местного самоуправления,
  • подготовка текста нормативного правового акта,
  • проектирование связей между нормами права при подготовке проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления,
  • коллизии в нормативных правовых актах органов местного самоуправления и способы их устранения,
  • Устав муниципального образования. Технология подготовки предложений по внесению в него изменений и дополнений.

     Помимо лекций и практических занятий проводились круглые столы, шел активный процесс изучения и обмена опытом правотворческой деятельности между представителями разных муниципальных образований. По окончании школы каждый слушатель получил Сертификат о повышении квалификации .

     Первоначально предполагалось, что все участники школы, разбившись на группы, будут работать над модельными уставами. Однако, анализ первых анкет, которые были розданы участников и заполнены ими в первый день школы, показал, что интересы и потребности слушателей достаточно широкие. В результате педагогический коллектив школы внес изменения в практическую часть работу школы и принял решение о формировании следующих четырёх тематических групп для проведения практических занятий по проектированию нормативных правовых актов:

  • Устав муниципального образования;
  • Регламент представительного органа местного самоуправления;
  • Положение об Уполномоченном по правам человека в муниципальном образовании,
  • Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе муниципального образования.

     Наиболее сложными и объемными среди данных нормативных правовых актов являются Устав и Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе. Поэтому в рамках ограниченного времени школы-семинара невозможно было полностью их разработать. Однако слушатели достаточно глубоко обсудили вопрос, связанные с концепцией данных документов в целом, а также некоторые юридические аспекты проектирования отдельных правовых норм данных актов. Также на концептуальном уровне было разработано Положение об Уполномоченном по правам человека в муниципальном образовании. Группе, работающей над Регламентом представительного органа местного самоуправления, удалось в полном объеме решить свою задачу.

     По мнению педагогического коллектива, администрации проекта и слушателей-представителей муниципальных образований ДВФО и органов государственной власти школа-семинар прошла успешно. Это ещё раз подтвердило, что выбранная организационная форма (7-9 дней на базе отдыха за городом) для проведения таких школ является весьма эффективной, поскольку позволяет

  • существенно увеличить время обучения, общения участников и обмена опытом,
  • создать максимально благоприятную психологическую атмосферу для повышения квалификации слушателей.

     Также эта форма является достаточно приемлемой и в части финансовых затрат муниципальных образований. По единодушному мнению всех участников Школа-семинар «Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке» должна проводится ежегодно.