680000, г. Хабаровск,
ул. Запарина, д. 30, оф. 120,
тел/факс (4212) 21-44-98

npolichka@mail.ru, dvncms@gmail.com

Преодоление барьеров в организации взаимодействия органов местного самоуправления и некоммерческих организаций г. Хабаровска для решения вопросов социального развития местного сообщества (грант Фонда Евразия)

Веприкова Е.Б.

Преодоление барьеров в организации взаимодействия органов местного самоуправления и некоммерческих организаций
г. Хабаровска для решения вопросов социального развития местного сообщества
(грант Фонда Евразия)

     С сентября 2002 некоммерческое партнерство «Гражданские инициативы» (директор проекта - Веприкова Е.Б.) приступило к работе по реализации нового проекта по организации межсекторного взаимодействия на уровне местного сообщества.

     Участие общественности в принятии решений на уровне местного самоуправления является основой реализации принципов демократии и условием самого существования местного самоуправления. Становление института местного самоуправления невозможно без активной роли населения и его наиболее организованной и социально активной части - некоммерческих организаций. Некоммерческие организации могут и должны стать партнером органов местного самоуправления в процессе выработки, принятия, исполнения и оценки ключевых решений на местном уровне. К сожалению, слабость и  пассивность большинства НКО в вопросах местного самоуправления, устаревшие стереотипы в сознании чиновников и депутатов приводят к укреплению модели государственного управления на местном уровне. Номинально называясь институтами  самоуправления, органы МСУ не реализуют своих возможностей организаторов жизнедеятельности местного сообщества, а копируют деятельность государственных структур (по формам и по содержанию). Они воспринимают себя только как органы власти, а не как элемент гражданского общества. Это приводит  к усугублению проблем на местном уровне, когда при пассивности населения и недостатке ресурсов, при не решенных противоречиях с государственным уровнем управления, органы МСУ пытаются осуществлять «муниципальную политику» и в одиночку бороться с клубком социальных и экономических проблем. С другой стороны, некоммерческие организации разрозненно и стихийно занимаются решением  социальных проблем на местном уровне, нередко находясь в изоляции не только от органов МСУ, но и друг от друга. Испытывая постоянную потребность в ресурсах на осуществление своей деятельности, они нередко используют привлеченные ресурсы не эффективно, дублируя или блокируя деятельность друг друга, тратя огромные усилия и средства на неоптимальные решения из-за незнания общей ситуации и самоизоляции от жизни местного сообщества.   

          Решение этих проблем и повышение общей эффективности местного самоуправления лежит в области межсекторного взаимодействия и социального партнерства, которое должно быть процедурно организованно, нормативно закреплено и содержательно увязано со спецификой деятельности обоих секторов и с этапами социального управления. Разработке организационного механизма такого сотрудничества и был посвящен предыдущих проект «Гражданских инициатив». В результате была разработана модель включения некоммерческих организаций в формирование и реализацию социальной политики муниципального образования в городе Хабаровске. Некоторые элементы модели были апробированы в ходе проекта. Наибольших результатов удалось достичь во взаимодействии с администрацией (Комитет по социальной политике) города.  

     Однако, полное внедрение всех элементов модели потребует значительных изменений в практике социального управления, разработки недостающих нормативно-регламентирующих документов, политической воли от должностных лиц и органов МСУ, активности и результативности от некоммерческих организаций. На решение части указанных задач и направлен предлагаемый проект.

     Разработанная модель взаимодействия может быть внедрена в практику (это показали результаты многочисленных ее обсуждений), но заинтересованность некоммерческих организаций и органов местного самоуправления в сотрудничестве недостаточно высока, чтобы внедрение разработанной модели  осуществлялось в автономном режиме, без активного стимулирования со стороны ее авторов.  

     Заинтересованность в сотрудничестве не носит пока активного характера, позволяющего  самостоятельно  преодолевать возникающие трудности. Это скорее настроение, интуитивные догадки о пользе взаимодействия, без осознанного понимания его необходимости, преимуществ и проблем. С обоих сторон существуют большие опасения в отношении друг друга (зачастую мифологические по своей природе). НКО и представители органов МСУ не осознают преимуществ и преувеличивают опасности сотрудничества из-за практически полного не знания особенностей деятельности друг друга. Недостаточное понимание  роли и значения НКО в организации жизни общества, слабое представление о некоммерческих организациях, их возможностях и общественных функциях, роли в местном самоуправлении являются понятийными барьерами, препятствующими активизации участия общественности в деятельности местного самоуправления. Одними из основных понятийных дефицитов, выявленными  в ходе работы над проектом, оказались:

  • - представление  о природе самого местного самоуправления, о возможных формах его организации;
  • - понятие и специфика социальной сферы местного сообщества и социальной политики.

     Поэтому, по мнению авторов, внедрение разработанного механизма в практику муниципального управления затрудняется  наличием понятийных, информационных и коммуникационных барьеров. Наиболее актуальными препятствиями, по нашему мнению, являются:

     1. понятийные и информационные  проблемы у представителей органов местного самоуправления и лидеров некоммерческих организаций, что значительно снижает их готовность к сотрудничеству.  Наиболее значимые дефициты наблюдаются в:

     · осознании значения, возможностей и преимуществ сотрудничества некоммерческих организаций с органами местного самоуправления;

     · представлениях  о специфике деятельности некоммерческих организаций и органов местного самоуправления и проблемах в ее организации;

     · информированности о существующем опыте и результатах организации партнерских отношений органов МСУ с третьим сектором, о существующих технологиях и формах взаимодействия, способах разрешения возникающих проблем с учетом специфики сторон.

     2.  недостаток опыта совместной деятельности, боязнь и недоверие друг к другу

     3. слабые коммуникации некоммерческих организаций, как между собой, так и с органами местного самоуправления. Это приводит к изолированности и недостатку информированности о деятельности друг друга.

     4. практически полное отсутствие взаимодействия общественности с представительным органом местного самоуправления - городской Думой. Причиной является  недостаточная авторитетность этого органа из-за его малочисленности (16 депутатов на 640 тыс. населения) и слабой организованности.  Некоторые депутаты тяготятся своими обязанностями (выполняемыми на общественных началах)  и не проявляют активности в этом статусе.

     Снижение (или преодоление) указанных барьеров требует, по мнению авторов, организации целевой деятельности по информированию основных адресных групп проекта и оказания организационной, информационной и методической поддержки процессу сотрудничества некоммерческих организаций и органов местного самоуправления.

     В рамках содействия сотрудничеству двух секторов местного сообщества предполагается  продвижение идеи общественных слушаний (публичных слушаний), как модели привлечения общественности к решению вопросов местного самоуправления и участия в принятии  стратегических решений (в том числе, по формированию и оценке эффективности социальной политики) и сотрудничества с представительным органом  МСУ. Стимулирование активности адресных групп по созданию института публичных слушаний предполагает: пропаганду его идеи; прямое включение лидеров НКО и депутатов Думы в разработку концепции (в рамах тренинговых заданий и в деятельности созданной инициативной группы) и проведение общественной дискуссии о целесообразности общественных слушаний как элемента процесса принятия решений.

          В рамках проекта предлагается организация и проведения цикла специальных семинаров-тренингов для трех адресных групп проекта: депутатов городской Думы, администрации, некоммерческих организаций. Кроме этого, консультационная, организационная и методическая поддержка всех форм сотрудничества некоммерческих организаций с органами местного самоуправления и проведение совместных мероприятий с участием представителей всех адресных групп проекта.  

     Хотя основным объектом проекта является город Хабаровск, значение проекта далеко выходит за местные рамки. Для транслирования новых социальных технологий информация о конкретном опыте организации внедрения и преодоления барьеров (с описанием целей, технологии  и результатов решения задач) не менее значима, чем  разработка самих технологий.

     Реализация проекта приведет к качественному изменению межсекторного взаимодействия  и будет способствовать практической реализации механизма включения НКО в социальную политику муниципального образования и повышению роли общественности в процессе принятия решений на уровне местного самоуправления.