Развитие правового пространства: муниципальный аспект
Развитие правового пространства ДВФО: муниципальный аспект
Поличка Н.П.,
доктор педагогических наук, профессор
6 октября 2003 года Президент РФ В.В.Путин подписал ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который начинает новый этап развития местного самоуправления в России. Дата вступления в силу обозначена как 1 января 2006 года, однако ряд статей закона вступает в силу уже сегодня. Это
- статьи 11-13, касающиеся построения двухуровневой системы местного самоуправления;
- статьи 14-16, устанавливающие перечень вопросов местного значения различных видов муниципальных образований: поселения, муниципального образования и городского округа;
- статьи 34-37, определяющие состав и структуру представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования и местной администрации;
- статья 50, впервые установившая взаимно однозначное соответствие между вопросами местного значения и составом муниципального собственности, которую может иметь муниципальное образование.
Кроме того, в статье 85 «Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона» установлены планы и достаточно жесткие графики работы
- Правительства РФ,
- органов государственной власти субъектов федерации,
- органов местного самоуправления,
которые должны быть выполнены до 1 января 2006 года.
Даже беглый анализ текстов данных статей позволяет выявить огромный объем правотворческой работы, которую необходимо выполнить на всех уровнях власти за оставшиеся два с небольшим года. Остановимся лишь на основных первоочередных направлениях правотворческой деятельности муниципальных образований, которую необходимо выполнить до 1 июля 2003 года (20 месяцев).
1. Во-первых, это разработка новых уставов муниципальных образований.
Наиболее сложной эта работа будет для тех территорий округа, где местное самоуправление «не пустили» на уровень сел и поселков (Камчатская, Сахалинская, Приморье, ЕАО). Главная проблема - отсутствие необходимого для разработки соответствующих Уставов интеллектуального потенциала. Именно поэтому крайне необходимыми будут модельные уставы, которые могут быть использованы в качестве основы, а также методические рекомендации для разработчиков Уставов.
2. Во-вторых, это приведение в соответствие с новым законом все принятые ранее муниципальные нормативные правовые акты.
Для начала этой работы в муниципальных образованиях потребуется проведение ревизии всех нормативных правовых актов, принятых ранее. Как показал опыт такой деятельности в Приморье, задача эта тоже не из простых.
Во-первых, оказалось, что многие специалисты органов местного самоуправления, не говоря уже о депутатах, не могут отличить нормативных правовой акт, от просто правового акта и даже от решения представительного органа местного самоуправления, не содержащего никаких правовых норм.
Во-вторых, принятые нормативные правовые акты систематизированы по датам их принятия, а не по вопросам местного значения. Поэтому вопрос о наличии правовой базы под тот или иной вопрос местного значения приводил слушателей нашего семинара всегда в замешательство.
В-третьих, в содержательном плане многие существующие нормативные правовые акты не выдерживают никакой критики, а потому их надо не править под новый закон, а отменять и разрабатывать заново.
3. В-третьих, разработка нормативных правовых актов под каждый вопрос местного значения.
Напомним, что в соответствие с новым законом
- поселения имеют 22 вопроса местного значения,
- муниципальные районы - 20 вопросов местного значения,
- городские округа - 27 вопросов местного значения.
Таким образом, с учетом Устава общее количество муниципальных нормативных правовых актов составит от 23 до 28. Это означает, что начиная с ноября месяца необходимо «выдавать на гора» как минимум 1 акт!!!
Конечно, можно было бы воспользоваться уже имеющимися в муниципальных образованиях нормативными правовыми актами, разработанными под перечень вопросов местного значения действующего закона. Однако это будет непросто по двум причинам.
Во-первых, многие формулировки вопросов местного значения существенно отличаются от предыдущих. Например
5) содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений | 6) обеспечение малоимущих граждан, … нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда,
| жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;
|
Во-вторых, в перечень вопросов местного значения включены новые вопросы, которых ранее не было. При этом трудности возникают даже в понимании некоторых из них, не говоря уже о разработке правовых основ их решения. Например:
- создание условий для организации досуга жителей городского округа, (досуг?…………………)
К числу таких проблемных вопросов относятся также:
- библиотечное обслуживание населения;
- создание условий для массового отдыха;
- опека и попечительство;
- дополнительное образование (всех, а не только детей).
В-третьих, воспользоваться предыдущими наработками будет сложно ввиду их отсутствия. Анализ, сформированности правовой базы местного самоуправления, который мы провели в прошлом году в Приморском крае показал, что только примерно 10% вопросов местного значения имеют хоть какое-то правовое обеспечение. Что же касается таких вопросов местного значения как
- комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования ;
- муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
- организация и содержание муниципальных архивов;
- создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
- сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности,
то ни в одном муниципальном образовании края нет ни одного нормативного правового акта по данным вопросам.
Вместе с тем, для решения данных вопросов муниципальные образования в местных бюджетах планируются соответствующие средства и немалые. Однако с вступлением в силу нового закона этого уже делать будет невозможно, поскольку в расходной части местного бюджета могут планироваться только расходные обязательства, а они, в свою очередь, есть совокупность нормативных правовых актов, принятых по вопросам местного значения.
Одним словом, объем правотворческой деятельности, которую надо выполнить до 1 июля 2005 года таков, что сделать его не под силу ни одному муниципальному образованию. Представляется, что только при объединении ресурсов муниципальных образований данная задача может быть решена в назначенный законом срок.
Объединение ресурсов позволит привлечь специалистов для разработки модельных нормативных правовых актов, о которых речь шла выше, а также для подготовки методических рекомендаций, для обучения и повышения квалификации депутатов и специалистов органов местного самоуправления.