680000, г. Хабаровск,
ул. Запарина, д. 30, оф. 120,
тел/факс (4212) 21-44-98

npolichka@mail.ru, dvncms@gmail.com

Тенденции мирового развития и перспективы Хабаровского края

20.05.2004

Кордас В.М, Поличка Н.П., Сергеев А.Г.

ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ
И ПЕРСПЕКТИВЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Доклад сделан в 1994 году
на Съезде сведущих людей в г.Хабаровске

     Данный доклад является результатом анализа большого количества информации:

  • о тенденциях мирового развития,
  • об опыте решения социально-политических проблем в других странах мира.

     На наш взгляд эта информация должна быть учтена при разработке стратегии развития Хабаровского края, ибо Дальний Восток находится не в вакууме. Он часть, элемент системы, название которой Азиатско-Тихоокеанский регион. Остановимся на тех тенденциях, на том опыте, которые нам кажутся наиболее интересными.

     Многие футурологи мира сходятся во мнении, что 90 -е годы XX века и XXI век ознаменуется расцветом тихоокеанского региона. "Средиземное море - океан прошлого. Атлантический океан - океан настоящего. Тихий океан - океан будущего": - сказал на рубеже прошлого столетия госсекретарь США Джон Хэй. Перемещение центра цивилизации в тихоокеанский регион характеризуется целым рядом параметров.

     1. Прежде всего - это экономический фактор. Сегодня тихоокеанский регион переживает период самого быстрого в истории мира экономического развития. Темпы роста здесь в пять раз выше, чем во времена индустриальной революции. В результате на мировую экономическую арену помимо Японии взошли еще "четыре азиатских тигра" Южная Корея Сингапур, Тайвань и Гонконг.

     Во-вторых, создаются новые торговые блоки. Мировая торговля в 90-е годы будет все в возрастающей степени разбиваться на региональные торговые блоки. Кроме уже функционирующего европейского блока ожидается формирование американского торгового блока (в который кроме США и Канады, войдут также страны Центральной и южной Америки). В конечном итоге в АТР сложится и азиатский торговый блок. По прогнозам доля внутрирегиональной торговли в АТР уже к 2000 году превысит 5О%.

     3. Перемещение происходит не только экономическое, но и культурное. В странах этого региона говорят более чем на 1000 языков, и они имеют самые разнообразные религиозные и культурные традиции. Экономические успехи тихоокеанского региона подкрепляются приверженностью к образованию. Уже в 1985 г. больший процент молодых корейцев, чем молодых британцев посещал высшие школы!

     Можно приводить и другие факты, подтверждающие тезис о расцвете тихоокеанского региона. В целом же можно сказать, что новый центр цивилизации в АТР будет характеризоваться

  • развитой экономикой,
  • торговлей,
  • возрождением культурных и религиозных традиций, высоким уровнем образования.

     Какие же выводы можно сделать из имеющейся информации, говоря сегодня о перспективах развития Хабаровского края? В целом, внешние социально-экономические условия весьма благоприятны. Мы фактически оказались в точке роста, в центре мирового развития и это необходимо максимально учитывать при выработке стратегии развития.

     1. Во-первых, весьма заманчива идея повторения того экономического скачка, который совершили Япония и "четыре азиатских тигра". Однако для этого надо знать ту стратегию, те экономические механизмы, которые обеспечили данный скачок. Ключевым звеном в механизме стремительного развития восточно-азиатских экономик послужило активное использование внешнеэкономических факторов роста в рамках политики экспортной ориентации. В 5О-х годах этот курс был взят на вооружение Японией, в 60-х годах - Ю.Кореей, Сингапуром, Тайванем, Гонконгом.

     Стратегия экспортной ориентации предполагает задействование сравнительных преимуществ страны и завоевание на этой основе сегмента рынка, освобождаемых промышленно развитыми государствами в процессе НТР.

     Так, например, главным преимуществом восточно-азиатских экономик было наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы. Поэтому ставка была сделана на развитие отраслей промышленности, предполагающих высокие удельные затраты живого труда - текстильная промышленность, производство одежды и других товаров массового потребительского спроса, сборка отдельных производственных узлов электроники. При этом процесс экспортных производств - по цепочке горизонтальных связей - стимулировал рост сопряженных отраслей. Функцию перераспределения ресурсов в пользу экспортных отраслей взяло на себя государство.

     Все это приводит к мысли о том, что стратегия экспортной ориентации в отраслях, имеющих сравнительное преимущество по отношению к странам АТР, весьма перспективна. В этом случае необходимо определить отрасли, по которым Россия и в частности Дальний Восток имеют эти сравнительные преимущества.

     По данным ученых Института Дальнего Востока РАН такими отраслями являются:

  • добывающая промышленность,
  • сталелитейная,
  • машиностроение.

     Эти же ученые также утверждают, что в перспективе экспортная ориентация должна стать важным направлением структурной перестройки российской экономики Дальнего Востока. Придание конверсируемым производствам экспортной направленности обеспечивает их структурную переадаптацию, внедрение результатов НИОКР в массовое - гражданское производство.

     Кстати, благоприятные перспективы развития машиностроения в транспортных узлах, коим и является уже сегодня Хабаровский край, подтверждается еще одним исследованием проведенным нашей группой.

     Была проанализирована структура отраслей 13-ти крупных транспортных узлов мира, куда вошли: Токио, Йокогама, Шанхай, Сингапур, Хошимин, Дели, Сидней, Мехико, Панама, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Монреаль, Александрия. В одиннадцати из 13-ти развиваются пищевая промышленность, информационные технологии и отрасли машиностроения. При этом машиностроение развивается даже в таких городах как Мехико и Токио, работающих на привозном сырье. В 10-ти - текстильная и химическая, в 9-ти - судостроение, в 8-ми - металлообработка, в 6-ти - полиграфия. Как правило - это центры финансовых и торговых операций с развитой банковской системой. Кроме того, практически все транспортные узлы являются крупными туристическими центрами с высоко развитой индустрией туризма. Поэтому принятие Хабаровском стратегии "транспортный узел - центр туризма" также весьма перспективно. Однако боюсь, что мы здесь опоздали. Эту стратегию похоже взял для себя Приморский край. В подтверждении этой гипотезы можно привести лишь два факта. В администрации Приморского края создан и активно работает комитет по туризму. Кроме того, в этом году открылся частный колледж по подготовке менеджеров по туризму. Кстати, такой номенклатуры нет в перечне специальностей нашей школы и таких специалистов пока не готовят в России нигде кроме Владивостока.

2. Как уже отмечалось выше, одной из характеристик расцвета АТР является - формирование азиатского и американского торговых блоков в тихоокеанском регионе. Это потребует замкнутой, закольцованной схемы. Поэтому страны этого региона вынуждены будут вкладывать средства в создание и оснащение важного участка этого кольца, проходящего по территории России. Кроме того, в связи со становлением трех мировых торговых блоков динамично развивать свою внешнюю торговлю те или иные российские регионы смогут лишь в том случае, если примкнут к тому или иному блоку. Очевидно, что Дальнему Востоку удобнее присоединиться к азиатскому блоку.

     При этом в случае присоединения к азиатскому блоку Дальний Восток станет особенно привлекательным для прямых инвестиций американских и европейских фирм, которые полагают, что в условиях регионального разделения мировой торговли получить доступ на рынки азиатского блока можно будет только путем прямых инвестиций в странах, входящих в этот блок.

     3. Говоря о политической ситуации в регионе и о возможных точках будущих конфликтов необходимо сказать следующее.По мнению ряда отечественных и зарубежных футурологов самые важные конфликты будут происходить вдоль границ разделяющих цивилизации. Сегодня в мире сформировалось 7-8 главных цивилизаций: западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, славяно-православная, латино-американская, африкансская.

     Нетрудно видеть, что Хабаровский край находится на границе разделяющей три цивилизации: славяно-православную, конфуцианскую, японскую. Следовательно, территория Хабаровского края может стать ареной конфликтов. Отсюда вытекает, что в перечень стратегических задач должна быть включена задача обеспечения безопасности. И решать ее надо, на наш взгляд, нетрадиционными средствами, поскольку на Востоке силовая политика неэффективна.

     В целом же авторы смотрят с оптимизмом на перспективы развития Хабаровского края. Однако нужна четкая стратегия, нужны цели, к которым мы будем стремиться. Ибо для корабля, который не знает куда плыть, нет попутного ветра.

1994г.

Доклад сделан на «Съезде сведущих людей Хабаровского края»