Информационное развитие Хабаровска: предложения к обсуждению
Бельская Н.Г.
ИНФОРМАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ХАБАРОВСКА:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ К ОБСУЖДЕНИЮ
(Использованы материалы проекта
Концепции федеральной целевой программы "Развитие информатизации в России на период до 2010 года")
Обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны требует перехода России к информационному обществу. Глобальный характер этого процесса предопределяет неизбежность вхождения нашей страны в мировое информационное сообщество. Только использование материальных и духовных благ информационного общества может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности
К характерным чертам и признакам информационного общества как новой ступени в развитии современной цивилизации следует отнести:
- увеличение роли информации и знаний в жизни общества, создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, превращение информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития;
- создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах;
- становлением и в последующем доминированием в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании информационно-коммуникационных технологий. Эти уклады не только обеспечивают постоянный рост производительности труда, но и ведут к появлению новых форм социальной и экономической деятельности (дистанционное образование, телеработа, телемедицина, электронная торговля, электронная демократия и др.);
- повышение уровня профессионального и общекультурного развития за счет совершенствования системы образования и расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда;
- создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития, улучшение взаимодействия населения с органами власти.
Есть три главные составляющие движения к информационному обществу, три его базовые предпосылки:
1) формирование российской информационно-коммуникационной инфраструктуры и ее основы - телекоммуникационных сетей и систем;
2) развитие средств вычислительной техники, программного обеспечения, информационных и компьютерных технологий;
3) развитие информатизации как процесса широкомасштабного использования информации, информационных, компьютерных и коммуникационных технологий и информационно-коммуникационной инфраструктуры во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества с целью эффективного удовлетворения потребностей граждан, организаций и государства в информационных продуктах и услугах.
Формирование информационно-коммуникационной инфраструктуры - задача, преимущественно, технологическая, имеющая отраслевой характер, ее решение осуществляется программными мероприятиями и методами управления, традиционными для отрасли, занимающейся развитием телекоммуникаций.
Развитие средств вычислительной техники, программного обеспечения, информационных и компьютерных технологий также имеет отраслевой характер, хотя в нашей стране управление этой отрасли распределено между несколькими ведомствами.
Развитие информатизации - задача не технологического плана, решаемая какой-либо отраслью промышленности, поскольку предоставление широкого комплекса социально значимых и общественно необходимых услуг в информационной сфере требует прямого обращения к политическим, социально-экономическим и культурным факторам, к специальным отраслям права и сферы обеспечения безопасности.
Экономическая политика, наряду с развитием правовых методов, является одной из главных составляющей регулирующего воздействия государства на процессы информатизации. Это обусловлено необходимостью перевода продукции и услуг информатизации в товарную форму и вовлечения их в хозяйственный оборот. Поэтому основными задачами экономической политики в сфере информатизации являются:
- оформление продукции информатизации как товарного продукта с учетом требований мирового рынка;
- инвентаризация продукции информатизации, оценка ее стоимости;
- государственный протекционизм и поддержка отечественных предприятий, производящих средства информатизации, информационные продукты и услуги через механизмы кредитно-финансовой, налоговой, тарифной и таможенной политик;
- усиление регулирующего воздействия государства в области лицензирования и сертификации продуктов и услуг;
- создание условий для привлечения стратегических инвесторов в развитие сферы информатизации.
Необходимо выделить три стратегических направления пути к информационному обществу:
1. Информатизация всей системы общего и специального образования - от детского сада до окончания высшей школы и последующих форм подготовки и переподготовки специалистов; повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик человеческого потенциала. Информатизация системы общего образования, ориентированная на формирование нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества - основная перспективная задача перехода к информационному обществу. Ее решение должно помочь молодым людям получить престижную и более высоко оплачиваемую работу, формировать свой собственный культурных облик, досуг и мир развлечений, в максимальной степени развернуть личные способности, подготовить себя для жизни и работы в информационном мире XXI века.
В России имеется серьезный задел в области применения информационных и телекоммуникационных технологий в высшей школе, однако совершенно недостаточны работы по компьютеризации школ. Важную роль в информатизации образования должны сыграть культурно-информационные центры, электронные библиотеки и развитие русскоязычного сегмента Интернета. Следует подчеркнуть, что во всех без исключения национальных программах движения к информационному обществу информатизация образования занимает главенствующее место.
2. Формирование и развитие индустрии и соответствующей инфраструктуры информационных и коммуникационных услуг, в том числе домашней компьютеризации, ориентированной на массового потребителя. Это одна из основных задач развития информационной среды общества. Она непосредственно связана с заинтересованностью населения, экономических структур и органов государственной власти в использовании информации как ресурса социального, экономического и индивидуального развития и в повышении эффективности государственного управления. Развитие информационной среды также связано, с личным, в том числе финансовым, участием граждан в формировании информационного общества. Решение данной задачи позволит поднять уровень информационной культуры и компьютерной грамотности, обеспечить развитие наиболее динамичного сектора рынка информационных и коммуникационных средств, информационных продуктов и услуг и поддержку отечественных производителей. Оно позволит также решить ряд сложных проблем социального характера - телеработы, медицинской помощи на дому, организации досуга, электронной торговли, информационно-культурного обслуживания, в том числе инвалидов, и т.д.
3. Обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям, в том числе организация мощного русскоязычного сектора в Интернете. Это политическая задача, решение которой должно обеспечить передачу новому поколению всего многообразия российской культуры, воспитания этого поколения в атмосфере национальных духовных ценностей и идеалов, максимально ослабить негативное воздействие на молодых людей англоязычной информационной экспансии, осуществляемой по каналам СМИ и Интернету. Все это создаст предпосылки для преодоления распространения политического и духовного влияния США через современные коммуникационные сети и системы.
Продвижение по этим трем направлениям будет означать реальное превращение информации и знаний в подлинный ресурс социально-экономического и духовного развития. Оно будет также означать укрепление институтов гражданского общества, реальное обеспечение права граждан на свободное получение, распространение и использование информации, расширение возможностей саморазвития личности. Движение по выбранному пути позволит создать новые виды деятельности, сформировать новые типы социальных отношений, как в сфере бизнеса, так и в сфере индивидуального труда, усилить интеллектуальный, творческий потенциал человека, приобщить его к мировым культурным ценностям. Это особенно важно для победы идеалов духовности и нравственности в информационном пространстве современной культуры, раздираемом конкурентной борьбой.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
Масштабы, глубину и динамику процессов информатизации можно характеризовать некоторым минимальным набором индикаторов, позволяющих оценивать вклад информатизации в социально-экономическое развитие и отслеживать ее движение к информационному обществу (табл.1).
Большая часть индикаторов может быть получена в результате сбора статистических данных. Поскольку в настоящее время Госкомстат России собирает в рамках выборочной годовой отчетности только индикаторы 1, 2 и 3, Министерству по связи и информатизации целесообразно выйти с предложениями в Госкомстат России о постоянном сборе недостающих статистических данных по всем остальным приведенным в таблице индикаторам.
Таблица 1. Индикаторы, характеризующие продвижение к информационному обществу
№№ | Наименование индикатора | Единица измерения |
1. | Наличие вычислительной техники (супер, большие, малые, персональные ЭВМ) из них:
| шт. |
2. | Количество компьютеров, связанных с глобальными сетями из них:
| шт. |
3. | Затраты на информационные технологии - всего в том числе:
| тыс.руб. |
4. | Объем предоставляемых информационно-вычислительных услуг | млн. руб. |
5. | Количество пользователей сети Интернет | млн. чел. |
6. | Количество серверов с выходом в сеть Интернет (в организациях и у провайдеров) | шт. |
7. | Количество домашних компьютеров на 1000 жителей | шт. |
8. | Объем электронного документооборота для организаций всех форм собственности | % от общего объема документооборота |
9. | Количество рабочих мест в сфере производства и предоставления информационных услуг | тыс. шт. |
10. | Количество рабочих мест в производстве и эксплуатации средств информации | тыс. шт. |
11. | Объем компьютеризированного (управляемого ЭВМ) основного и вспомогательных производств | % от общего количества технологических процессов и переделов в производстве |
12. | Количество введенных в оборот зарегистрированных информационных ресурсов | шт. |
13. | Количество информационно-вычислительных систем в органах государственного управления на всех уровнях системы управления | тыс. шт. |
14. | Объем импорта и экспорта средств информатизации (в том числе программного обеспечения) | млн. руб. |
ВЫВОДЫ
1. Развитие процессов информатизации есть важная геополитическая задача государства. Экономический потенциал страны, национальная безопасность, качество жизни населения существенно зависят от уровня информатизации.
2. Укрепление ведущей роли государства в развитии информатизации и обеспечении движения к информационному обществу будет происходить за счет:
- координации деятельности различных участников этого процесса, в том числе координации отраслевых и региональных программ информатизации;
- сохранения в руках государства политических, экономических и правовых механизмов, регламентирующих "правила игры", единые для всех участников этого процесса;
- создания адекватной новым условиям законодательной и нормативно-правовой баз, форм и методов экономического регулирования, способствующих притоку отечественных и иностранных инвестиций, развитию справедливой конкуренции;
- привлечения к активному участию в процессе информатизации частного сектора экономики и предоставления свободы выбора направлений деятельности предпринимательским структурам, заинтересованным в развитии производства и отечественного рынка информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг.
ПРИЛОЖЕНИЕ. Термины и определения
В настоящем проекте используются следующие основные термины и понятия:
- Государственная политика в сфере информатизации - комплекс взаимоувязанных политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий, направленный на обеспечение общегосударственных приоритетов геополитического, социально-экономического и культурного развития общества и создания условий перехода России к информационному обществу.
- Инфокоммуникации -- комплекс, органически объединяющий современные информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии, реализующие их системы и средства, предназначенный для предоставления организациям и населению информационных и коммуникационных продуктов и услуг.
- Информатизация -- процесс широкомасштабного использования инфокоммуникаций во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества с целью повышения эффективности использования информации и знаний для управления, удовлетворения информационных потребностей граждан, организаций и государства и создания предпосылок перехода России к информационному обществу.
- Информационные продукты -- информационные ресурсы всех видов, программные продукты, базы и банки данных, другие товары, произведенные в процессе информатизации.
- Информационно-коммуникационная инфраструктура -- совокупность территориально распределенных государственных и корпоративных информационно-вычислительных систем, телекоммуникационных сетей, в том числе линий связи, сетей и каналов передачи данных, средств коммутации и управления информационными потоками, а также организационных структур, правовых и нормативных механизмов, обеспечивающих ее эффективное функционирование.
- Информационная среда общества -- совокупность информационных ресурсов, информационно-коммуникационной инфраструктуры, средств информатизации, информационных продуктов и услуг информатизации, политических, социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации, позволяющая обеспечить существенное повышение качества жизни населения, социально-политическую стабильность государства и переход российского общества к устойчивому развитию.
- Информационное общество -- ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли инфокоммуникаций в ВВП, созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах.
- Информационные ресурсы -- документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, депозитариев, музейных хранений и др.).
- Нормативно-правовая база информатизации -- комплекс законов и нормативно-правовых актов, регулирующих процессы информатизации.
- Средства информатизации -- технические и программные средства реализации информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий.
- Технико-технологическая база информатизации -- отрасли разработки и производства перспективных инфокоммуникационных технологий, средств вычислительной техники и техники связи, научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации и предприятия, обслуживающие эти отрасли, а также кадры специалистов этих отраслей.
- Услуги информатизации -- нематериальные продукты, произведенные в процессе информатизации, предназначенные для удовлетворения потребностей населения, организаций и предприятий, органов государственной и местной власти в информации и телекоммуникациях.