680000, г. Хабаровск,
ул. Запарина, д. 30, оф. 120,
тел/факс (4212) 21-44-98

npolichka@mail.ru, dvncms@gmail.com

Информационное развитие Хабаровска: предложения к обсуждению

20.05.2004

Бельская Н.Г.

ИНФОРМАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ХАБАРОВСКА:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ К ОБСУЖДЕНИЮ

(Использованы материалы проекта
Концепции федеральной целевой программы "Развитие информатизации в России на период до 2010 года")

Обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны требует перехода России к информационному обществу. Глобальный характер этого процесса предопределяет неизбежность вхождения нашей страны в мировое информационное сообщество. Только использование материальных и духовных благ информационного общества может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности

К характерным чертам и признакам информационного общества как новой ступени в развитии современной цивилизации следует отнести:

  • увеличение роли информации и знаний в жизни общества, создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, превращение информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития;
  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах;
  • становлением и в последующем доминированием в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании информационно-коммуникационных технологий. Эти уклады не только обеспечивают постоянный рост производительности труда, но и ведут к появлению новых форм социальной и экономической деятельности (дистанционное образование, телеработа, телемедицина, электронная торговля, электронная демократия и др.);
  • повышение уровня профессионального и общекультурного развития за счет совершенствования системы образования и расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда;
  • создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития, улучшение взаимодействия населения с органами власти.

Есть три главные составляющие движения к информационному обществу, три его базовые предпосылки:
1) формирование российской информационно-коммуникационной инфраструктуры и ее основы - телекоммуникационных сетей и систем;
2) развитие средств вычислительной техники, программного обеспечения, информационных и компьютерных технологий;
3) развитие информатизации как процесса широкомасштабного использования информации, информационных, компьютерных и коммуникационных технологий и информационно-коммуникационной инфраструктуры во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества с целью эффективного удовлетворения потребностей граждан, организаций и государства в информационных продуктах и услугах.

Формирование  информационно-коммуникационной инфраструктуры - задача, преимущественно, технологическая, имеющая отраслевой характер, ее решение осуществляется программными мероприятиями и методами управления, традиционными для отрасли, занимающейся развитием телекоммуникаций.

Развитие средств вычислительной техники, программного обеспечения, информационных и компьютерных технологий также имеет отраслевой характер, хотя в нашей стране управление этой отрасли распределено между несколькими ведомствами.

Развитие информатизации - задача не технологического плана, решаемая какой-либо отраслью промышленности, поскольку предоставление широкого комплекса социально значимых и общественно необходимых услуг в информационной сфере требует прямого обращения к политическим, социально-экономическим и культурным факторам, к специальным отраслям права и сферы обеспечения безопасности.

Экономическая политика, наряду с развитием правовых методов, является одной из главных составляющей регулирующего воздействия государства на процессы информатизации. Это обусловлено необходимостью перевода продукции и услуг информатизации в товарную форму и вовлечения их в хозяйственный оборот. Поэтому основными задачами экономической политики в сфере информатизации являются:

  • оформление продукции информатизации как товарного продукта с учетом требований мирового рынка;
  • инвентаризация продукции информатизации, оценка ее стоимости;
  • государственный протекционизм и поддержка отечественных предприятий, производящих средства информатизации, информационные продукты и услуги через механизмы кредитно-финансовой, налоговой, тарифной и таможенной политик;
  • усиление регулирующего воздействия государства в области лицензирования и сертификации продуктов и услуг;
  • создание условий для привлечения стратегических инвесторов в развитие сферы информатизации.

Необходимо выделить три стратегических направления пути  к информационному обществу:

1. Информатизация всей системы общего и специального образования - от детского сада до окончания высшей школы и последующих форм подготовки и переподготовки специалистов; повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик человеческого потенциала. Информатизация системы общего образования, ориентированная на формирование нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества - основная перспективная задача перехода к информационному обществу. Ее решение должно помочь молодым людям получить престижную и более высоко оплачиваемую работу, формировать свой собственный культурных облик, досуг и мир развлечений, в максимальной степени развернуть личные способности, подготовить себя для жизни и работы в информационном мире XXI века.

В России имеется серьезный задел в области применения информационных и телекоммуникационных технологий в высшей школе, однако совершенно недостаточны работы по компьютеризации школ. Важную роль в информатизации образования должны сыграть культурно-информационные центры, электронные библиотеки и развитие русскоязычного сегмента Интернета. Следует подчеркнуть, что во всех без исключения национальных программах движения к информационному обществу информатизация образования занимает главенствующее место.

2. Формирование и развитие индустрии и соответствующей инфраструктуры информационных и коммуникационных услуг, в том числе домашней компьютеризации, ориентированной на массового потребителя. Это одна из основных задач развития информационной среды общества. Она непосредственно связана с заинтересованностью населения, экономических структур и органов государственной власти в использовании информации как ресурса социального, экономического и индивидуального развития и в повышении эффективности государственного управления. Развитие информационной среды также связано, с личным, в том числе финансовым, участием граждан в формировании информационного общества. Решение данной задачи позволит поднять уровень информационной культуры и компьютерной грамотности, обеспечить развитие наиболее динамичного сектора рынка информационных и коммуникационных средств, информационных продуктов и услуг и поддержку отечественных производителей. Оно позволит также решить ряд сложных проблем социального характера - телеработы, медицинской помощи на дому, организации досуга, электронной торговли, информационно-культурного обслуживания, в том числе инвалидов, и т.д.

3. Обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям, в том числе организация мощного русскоязычного сектора в Интернете. Это политическая задача, решение которой должно обеспечить передачу новому поколению всего многообразия российской культуры, воспитания этого поколения в атмосфере национальных духовных ценностей и идеалов, максимально ослабить негативное воздействие на молодых людей англоязычной информационной экспансии, осуществляемой по каналам СМИ и Интернету. Все это создаст предпосылки для преодоления распространения политического и духовного влияния США через современные коммуникационные сети и системы.

Продвижение по этим трем  направлениям будет означать реальное превращение информации и знаний в подлинный ресурс социально-экономического и духовного развития. Оно будет также означать укрепление институтов гражданского общества, реальное обеспечение права граждан на свободное получение, распространение и использование информации, расширение возможностей саморазвития личности. Движение по выбранному пути позволит создать новые виды деятельности, сформировать новые типы социальных отношений, как в сфере бизнеса, так и в сфере индивидуального труда, усилить интеллектуальный, творческий потенциал человека, приобщить его к мировым культурным ценностям. Это особенно важно для победы идеалов духовности и нравственности в информационном пространстве современной культуры, раздираемом конкурентной борьбой.

 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Масштабы, глубину и динамику процессов информатизации  можно характеризовать некоторым минимальным набором индикаторов, позволяющих оценивать вклад информатизации в социально-экономическое развитие  и отслеживать ее движение к информационному обществу (табл.1).

Большая часть индикаторов может быть получена в результате сбора статистических данных. Поскольку в настоящее время Госкомстат России собирает в рамках выборочной годовой отчетности только индикаторы 1, 2 и 3, Министерству  по связи и информатизации целесообразно выйти с предложениями в Госкомстат России о постоянном сборе недостающих статистических данных по всем остальным приведенным в таблице индикаторам.

Таблица 1. Индикаторы, характеризующие продвижение к информационному обществу

№№

Наименование индикатора

Единица измерения

1.

Наличие вычислительной техники (супер, большие, малые, персональные ЭВМ) из них:

  • приобретенных в отчетном году
  • в составе ЛВС

шт.

2.

Количество компьютеров, связанных с глобальными сетями из них:

  • имеющих доступ в Интернет

шт.

3.

Затраты на информационные технологии - всего

в том числе:

  • на приобретение вычислительной техники, включая установку и наладку
  • на приобретение программных средств
  • на оплату услуг связи
  • на оплату услуг сторонних организаций и специалистов
  • на обучение сотрудников
  • прочие затраты на информационные технологии

тыс.руб.

4.

Объем предоставляемых информационно-вычислительных услуг

млн. руб.

5.

Количество пользователей сети Интернет

млн. чел.

6.

Количество серверов с выходом в сеть Интернет (в организациях и у провайдеров)

шт.

7.

Количество домашних компьютеров на 1000 жителей

шт.

8.

Объем электронного документооборота для организаций всех форм собственности

% от общего объема документооборота

9.

Количество рабочих мест в сфере производства и предоставления информационных услуг

тыс. шт.

10.

Количество рабочих мест в производстве и эксплуатации средств информации

тыс. шт.

11.

Объем компьютеризированного (управляемого ЭВМ) основного и вспомогательных производств

% от общего количества технологических процессов и переделов в производстве

12.

Количество введенных в оборот зарегистрированных информационных ресурсов

шт.

13.

Количество информационно-вычислительных систем в органах государственного управления на всех уровнях системы управления

тыс. шт.

14.

Объем импорта и экспорта средств информатизации (в том числе программного обеспечения)

млн. руб.

ВЫВОДЫ

1. Развитие процессов информатизации есть важная геополитическая задача государства. Экономический потенциал страны, национальная безопасность, качество жизни населения существенно зависят от уровня информатизации.

2. Укрепление ведущей роли государства в развитии информатизации и обеспечении движения к информационному обществу будет происходить за счет:

  • координации  деятельности различных участников этого процесса, в том числе координации отраслевых и региональных программ информатизации;
  • сохранения в руках государства политических, экономических и правовых механизмов, регламентирующих "правила игры", единые для всех участников этого процесса;
  • создания адекватной новым условиям законодательной и нормативно-правовой баз, форм и методов экономического регулирования, способствующих притоку отечественных и иностранных инвестиций, развитию справедливой конкуренции;
  • привлечения к активному участию в процессе информатизации частного сектора экономики и предоставления свободы выбора направлений деятельности предпринимательским структурам, заинтересованным в развитии производства и отечественного рынка информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Термины и определения

В настоящем проекте используются следующие основные термины и понятия:

  • Государственная политика в сфере информатизации - комплекс взаимоувязанных политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий, направленный на обеспечение общегосударственных приоритетов геополитического, социально-экономического и культурного развития общества и создания условий перехода России к информационному обществу.
  • Инфокоммуникации -- комплекс, органически объединяющий современные информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии, реализующие их системы и средства, предназначенный для предоставления организациям и населению информационных и коммуникационных продуктов и услуг.
  • Информатизация -- процесс широкомасштабного использования инфокоммуникаций во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества с целью повышения эффективности использования информации и знаний для управления, удовлетворения информационных потребностей граждан, организаций и государства и создания предпосылок перехода России к информационному обществу.
  • Информационные продукты -- информационные ресурсы всех видов, программные продукты, базы и банки данных, другие товары, произведенные в процессе информатизации.
  • Информационно-коммуникационная инфраструктура -- совокупность территориально распределенных государственных и корпоративных информационно-вычислительных систем, телекоммуникационных сетей, в том числе линий связи, сетей и каналов передачи данных, средств коммутации и управления информационными потоками, а также организационных структур, правовых и нормативных механизмов, обеспечивающих ее эффективное функционирование.
  • Информационная среда общества -- совокупность информационных ресурсов, информационно-коммуникационной инфраструктуры, средств информатизации, информационных продуктов и услуг информатизации, политических, социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации, позволяющая обеспечить существенное повышение качества жизни населения, социально-политическую стабильность государства и переход российского общества к устойчивому развитию.
  • Информационное общество -- ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли инфокоммуникаций в ВВП, созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах.
  • Информационные ресурсы -- документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, депозитариев, музейных хранений и др.).
  • Нормативно-правовая база информатизации -- комплекс законов и нормативно-правовых актов, регулирующих процессы информатизации.
  • Средства информатизации -- технические и программные средства реализации информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий.
  • Технико-технологическая база информатизации -- отрасли разработки и производства перспективных инфокоммуникационных технологий, средств вычислительной техники и техники связи, научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации и предприятия, обслуживающие эти отрасли, а также кадры специалистов этих отраслей.
  • Услуги информатизации -- нематериальные продукты, произведенные в процессе информатизации, предназначенные для удовлетворения потребностей населения, организаций и предприятий, органов государственной и местной власти в информации и телекоммуникациях.